Лента новостей
Статья27 июня 2012, 20:51

И век за ним не поспевал…

К 340-летию со дня рождения Петра Первого, русского царя (1682), первого российского императора (с 1721 г.), выдающегося государственного деятеля, дипломата и полководца, реформиста
Богата Русь на времена и даты,
На тех, кому Отечество всегда
Не на словах, на деле было свято,
Их имена нам светят сквозь года.

Девятого июня в читальном зале районной библиотеки для воспитанников профильного лагеря «Ровесники» библиотекарями Т.С. Лихачевой, Н.И. Дроковой и М.В. Девицкой было подготовлено мероприятие, посвященное 340-летию Петра Первого, с показом медиа-презентации «Российской славы имя».
В процессе рассказа ведущих ребята узнали много интересного о детстве, юношестве и ратных подвигах Петра Великого.

30 мая 1672 года благовест сотен колоколов московских церквей и монастырей возвестил столицу о прибавлении семейства в царском роду - у царя Алексея Михайловича родился еще один сын, нареченный Петром.
К младенцу-царевичу приставили мамок, нянек, прислужниц. Покои царевича были заполнены игрушками: деревянными лошадками, барабанами, пушками, музыкальными инструментами, луками, стрелами, колокольцами.
В 1676 году, после смерти Алексея Михайловича, на престол вступил старший брат Петра Федор Алексеевич. В конце апреля 1682 года царь Федор Алексеевич умер, и правительству пришлось решать вопрос о преемнике. Царем стали Петр и Иван, правительницей при малолетних царях была Софья Алексеевна - старшая сестра Петра и Ивана. Началось семилетнее правление Софьи.
Петр в это время жил вместе с матерью в Преображенском. Изредка, когда, например, проходили приемы иностранных послов, Петра приглашали в кремль, где он восседал на троне, который смастерили так, чтобы на нем могли поместиться оба царевича. Современники оставили описание поведения двух царей во время одного из таких приемов. «В то время как Иван, надвинув на глаза шапку и обратив взор в пол, проявлял полное равнодушие к происходящему, Петр вызывал симпатию своим открытым лицом, живыми глазами и неподдельным интересом к церемонии».
Натура увлекающаяся и непоседливая, Петр всегда находил себе занятия, которым отдавался со страстью одержимого. Одно из увлечений состояло в привязанности к ремеслам. Овладевал он ими легко, как бы играючи, и в зрелые годы без напряжения мог выполнять работы, посильные мастерам по крайней мере 12 специальностей: он был плотником и каменщиком, кузнецом и штукатуром, кораблестроителем и сапожником. Но ничто его так не увлекало, как токарное дело.
В юные годы у Петра появилась еще одна страсть - военное дело. Началось это еще в детские годы с игрушечных пистолетов и пушек, луков и стрел. Позже на смену игрушечным пушкам и пистолетам пришли настоящие, и Преображенское мало-помалу стало превращаться в военный городок. Сверстники Петра составляли потешные роты, обучавшиеся настоящему военному делу, потешные войска потом преобразуются в Преображенский и Семеновский полки и станут вооруженной опорой молодого царя.
И все-таки более всего Петра влекло морское дело. А началось со случайной находки - старого ботика, валявшегося в каком-то сарае. Достоинство его состояло в том, что паруса на нем были устроены так, что позволяли плавать против ветра. Обучение плаванию на ботике происходило на Яузе - узенькой речушке, в берега которой «судно» то и дело упиралось. Поиски большой воды привели шестнадцатилетнего Петра на Переславское озеро.
В 1682 году Петр становится единоличным царем всея Руси. Но богатому царскому облачению он предпочитает солдатский сюртук, ботфорты, а шапке Мономаха - треуголку. Державная власть не умерила мальчишеского озорства, любви к военным увеселениям Петра, и царский возок мчится к берегам холодного русского моря - в Архангельск-городок. «Быть тут большому флоту!» - повелевает государь.
Конечно, недостает русских мастеров, знающих, как возводить большие фрегаты и бриги. Петр решает заказать корабль в Амстердаме и доставить в Архангельск. Через год исполнительные голландцы доставят в Белое море сорокачетырехпушечный фрегат - первое крупное российское боевое судно, названное со значением - «Святое пророчество».
А помыслы молодого царя уже обращены на сотни верст к югу, к морям теплым - Черному и Азовскому. Но взять Азов, турецкий оплот, не удалось. Турки отлично защищались. На суше и с моря и разметали русскую пехоту огнем крепостных батарей, корабельных пушек с моря.
Без флота к Азову не подступиться! Посланники Петра мчатся в Австрию и Пруссию за инженерами и минерами. Начали строить флотилию на Дону, в Воронеже - верфь. За год со стапелей сошла целая флотилия. Триста гребных и парусных струг. Десятки галер, вооруженных одной, а то и двумя пушками.
На несколько верст по Дону растянулась новая флотилия. На капитанском мостике первой впереди идущей галеры - сам Петр. Вот чего турки не ожидали, так это российских вооруженных судов. Меж тем гребные и парусные струги, галеры запирают Азов со стороны моря, численность флотилии Петра превосходит и подавляет турок. Многие их суда в первые часы боя были потоплены и сожжены, ключ к выходу в два моря был в руках Петра.
Весной 1697 года снарядили Великое посольство в Европу, полсотни молодых людей ехали в Италию, Англию, Голландию поучиться корабельному и военному делу. Петр уезжает вместе с ними. В Голландии он усердно изучает морское дело, учится строить корабли.
Пришла пора наконец выходить на Балтику - 22 августа 1700 года началась длительная Северная война за исконно русские земли вдоль финского залива, Невы, северной части Прибалтики. Но русская армия потерпела поражение под Нарвой. Петр сильно огорчился. Но духом не пал. И это после потери всей артиллерии. Во дни сокрушительного поражения объявлен новый рекрутский набор. Во все города летит приказ: «В государстве с церквей и монастырей снять колокола для пушек и мортир. Перековать, перелить колокола на пушки”. Ничего подобного не случалось в православной стране. Из колокольной меди отлили 300 пушек и мортир. И в 1701 году Шереметьев, подкрепленный новообученными драгунами, вооруженными широкоствольными ружьями, выступили к Нарве. Битва разгорелась нешуточная. Шведы привели в действие артиллерию флотилии на Чудском озере. Дрались в рукопашную. Русские на лодках топили шведские суда. На Чудском озере повторился подвиг Александра Невского. Враг бежал, «город-ключ» Шлиссельбург оказал невиданное сопротивление, но штурм увенчался успехом, Россия закрепилась и на Балтике.
Отпраздновав победу, Петр 16 мая 1703 года на одном из островов заложил крепость, назвав ее Санкт-Петербургом. Так возникла будущая столица империи - город Петербург. Для обеспечения безопасности Петербурга Петр создал на острове Котин, что в 30 верстах от города, крепость, позже получившую название Кронштадт.
Другим средством обеспечения безопасности города было создание флота. К его строительству Петр приступил тотчас после того, как зацепился на берегах Невы. Уже в 1703 году на Соловецкой верфи состоялась закладка 43 кораблей разных типов, сам царь руководил строительством. Одновременно была заложена верфь в самом Петербурге. Так создавалось любимое детище Петра, и было положено начало морскому флоту нашей Родины.
Петр старался не выделяться среди других. Имелась в Санкт-Петербурге у него довольно неказистая двуколка - тем довольствовался. Чаще по городу несся аршинными шагами, полы кафтана вразлет, треуголка на затылке, ботфорты по колено в грязи. На Адмиралтейских верфях делал все, что положено: недаром голландский мастер выдал ему корабельный аттестат. Плотничал, столярничал, стоял у токарного станка и кузнечных горнов.
Петр больше всего ценил простоту, не любил роскошь. И домик себе построил на Заячьем самый что ни на есть обыкновенный, довольно тесный, с низкими потолками. Пуще всего Петр ненавидел мздоимство. За корыстные поступки не раз бивал тростью своих генералов, сенаторов, губернаторов.
Петр всей душой обращался к наукам, просвещению, книжному делу. Он открыл навигационную школу. Скоро от желающих быть флотоводцами не было отбоя, и в Санкт-Петербурге открыла двери для обучения шкиперству и кораблевождению морская академия. В Москве царь учинил школу для обучения детей греческому, латинскому, французскому, немецкому языкам, а еще философской премудрости. Детей принимали разного чину, всех, кто хотел учиться. Была открыта и медицинская школа. Ее возглавил знаменитый хирург Бидлоо, обучивший пятьдесят первых русских докторов.
Будучи за границей, Петр покупал много книг, дарили ему их и иностранцы. Так в скором времени создается огромная библиотека. А рядом кунсткамера, особый музей «для разных диковинок». За год до смерти Петр I подписал указ об учреждении Академии наук с университетом и гимназией, при которой печатаются русские книги - новым шрифтом, а не церковно-славянским.
Так государь Петр Алексеевич стал достоин называться отцом Отечества, Императором Великим. Давно держава не ведала такого единения. Первая четверть XVIII века ознаменовалась окончанием всего того мрачного средневекового, что оставил предыдущий век с его смутой, расколом, стрелецкими мятежами. Петр хотел вести Россию в завтрашний день, но не успел многого. В один из непогожих ноябрьских дней 1724 года царь ехал на Сестрорецкий оружейный завод и по пути стал свидетелем несчастного случая в заливе: шедший из Кронштадта бот с солдатами сел на мель. Шторм усиливался, бот мог в любую минуту перевернуться. Навстречу бедствию поспешил Петр и, стоя по колено в ледяной воде, начал распоряжаться спасением солдат. Никто не утонул, но государь, давно болевший, подхватил более сильную простуду, слег.
28 января 1725 года Россию потрясла весть о смерти императора, отца Отечества Петра Великого, прошагавшего решительными, уверенными шагами по земле. За ним трудно было поспеть, и не только приближенным, за ним век не поспевал. Он обгонял само время, торопясь в будущее.
Автор:Н. СТРЕБКОВА