Лента новостей
Статья25 мая 2016, 14:48

Лоцманы в море информации

Так называют сегодня библиотекарей. 27 мая они отмечают свой профессиональный праздник. В преддверии этой даты мы заглянули в библиотеку, что располагается в главном корпусе лицея, познакомились с хозяйками "книжного царства" и выяснили, чем отличается современная школьная библиотека от той, что привычна людям старшего поколения.

Как выяснилось, перемены в "книжном царстве" за последние годы произошли значительные. А в лицее это особенно ощутимо. Восемь лет назад здесь был создан Лицейский информационно-библиотечный комплекс (ЛИБК), который объединяет привычный нам абонемент и конференц-зал, а также медиатеку, книгохранилище и лицейское издательство "ЛУВР". Иными словами, ЛИБК - некий симбиоз традиций и новаторства. Всем этим заведуют Г.Ф.Девяткина и И.В.Ильина. Кстати, изменения коснулись и наименования их должности: теперь они не просто библиотекари, а ещё и педагоги. Что вполне логично, ведь по сути они являются активными участниками учебно-воспитательного процесса. Прежде чем стать педагогами-библиотекарями, Галина Фёдоровна и Ирина Владимировна прошли в Тамбове курсы повышения квалификации, где помимо освоения новых профессиональных компетенций в библиотечном деле, они освоили азы педагогики и школьной психологии. Однако это не было чем-то совершенно новым: за годы работы в школе все эти знания они уже познали на практике, ежедневно общаясь с детьми.

Стаж работы школьным библиотекарем у Галины Фёдоровны Девяткиной более четверти века. После окончания Моршанского техникума она некоторое время работала в химзаводской библиотеке, затем в третьей школе, а с 1990 года перешла в первую, которая впоследствии стала именоваться лицеем. Поначалу здесь был только абонемент, однако работы хватало. Это сегодня есть компьютер и другая оргтехника, с помощью которой можно и презентацию выполнить, и наглядный материал изготовить, и нужную информацию быстренько собрать и систематизировать. А раньше всё это приходилось делать вручную, на подготовку к мероприятию уходило порой по нескольку дней.

Сейчас одним из приоритетных направлений научной работы с детьми является исследовательская деятельность. Ребята под руководством учителей пишут исследовательские работы. Требуется добыть и "переварить" море информации, и далеко не всегда её можно почерпнуть из Интернета. Нет там, к примеру, почти ничего по краеведению, по истории нашего города. Как раньше назывались улицы Уварова, где какое здание располагалось - в какой, скажите, энциклопедии можно найти подобные сведения? А в лицейской библиотеке по этой тематике за много лет накоплен богатейший материал. Есть здесь и уникальные словари, справочники.

На абонементе располагается как учебная литература, так и художественная. Фонд огромный, более сорока тысяч экземпляров. Все книги по программе имеются в наличии. Конечно, хотелось бы, чтобы фонд чаще пополнялся, ведь в основном здании сейчас учатся старшеклассники из всех корпусов лицея и когда задают по литературе какое-то произведение одновременно в нескольких классах, то не всем хватает книг. Г.Ф.Девяткина ведёт картотеку отказов: например, ученик спрашивает какую-то книгу, а её нет в наличии, тогда она заносится в картотеку. Позже, когда появляется возможность пополнить фонд, в первую очередь приобретаются именно эти книги. Проводятся иногда в лицее акции "Подари книгу", да и просто так дети частенько приносят из дома книжки и оставляют их. Так постепенно помимо тех произведений, которые входят в школьную программу, в библиотеке накопилось и немало книг "для души": детективы, современная зарубежная проза. Есть у библиотеки свои завсегдатаи, кто регулярно приходит сюда, причём не по указке учителя, а по собственному желанию. У старшеклассников уроков много, они в лицее пребывают практически полный день, и очень удобно, когда не надо вечером ещё идти куда-то в городскую библиотеку, а можно на перемене взять нужную книгу.
В 2012 году Г.Ф.Девяткина участвовала в областном конкурсе "Библиотекарь года". Она рассказала о Лицейском информационно-библиотечном комплексе и вошла в число финалистов. Была отмечена дипломом в номинации "За профессионализм". За добросовестный и многолетний труд не раз награждалась грамотами руководства города.

И.В.Ильина пришла на эту должность позже, но тоже быстро вникла во все библиотечные дела. Если Галина Фёдоровна работает в основном на абонементе, с книгами, то в ведении Ирины Владимировны - конференц-зал и вся сопутствующая оргтехника. Такое разделение труда, конечно, условное, ко всем мероприятиям они обычно готовятся совместно. Конференц-зал оснащён тринадцатью ноутбуками, рабочее место библиотекаря также оборудовано компьютером. Здесь же хранятся электронные носители информации, энциклопедии, медиатека, словом, есть всё необходимое для научной работы. Задача педагога-библиотекаря в случае необходимости помочь разобраться со всей этой техникой, подсказать, где и как можно добыть информацию. Да и сами библиотекари проводят всевозможные мероприятия воспитательного и образовательного плана с учащимися. Имеется и оборудование для проведения видеоконференций, возможности которого позволяют "побывать" на уроках известных педагогов, работающих в других городах. Такие сеансы видеосвязи здесь проводятся довольно часто. Лицей с 2007 года является членом Гимназического Союза России, куда входят передовые учебные заведения страны, и при помощи видеоконференций учителя обмениваются опытом, смотрят открытые уроки своих коллег.

Для учащихся также часто проводятся всевозможные мероприятия в режиме видеосвязи. В этом учебном году Гимназическим Союзом активно реализовывался проект "Гиды-переводчики". В нашем лицее его реализацией занималась учитель английского языка Л.Н.Курникова. Это был своего рода дистанционный мастер-класс. Всё проходило на базе одной из гимназий Санкт-Петербурга. Ребята, участвуя в этом проекте, не только получили представление о том, в чём заключается работа гида, но главное - была замечательная языковая практика, ведь всё общение происходило только на английском языке. После каждого занятия на сайте выставлялись оценки, таким образом, можно было сравнить свой уровень владения иностранным языком со сверстниками из разных школ страны. В проекте, помимо уваровских лицеистов, участвовали школьники из Москвы, Волгограда, Кирова, Элисты, Урюпинска, Воркуты, Чебоксар и других городов. И это лишь единичный пример того, как Лицейский информационно-библиотечный комплекс помогает в образовательном процессе.

На мой вопрос, чем привлекает вас ваша работа, И.В.Ильина и Г.Ф.Девяткина ответили так:
- Во-первых, мы любим детей. Общение с ними доставляет удовольствие. А как радуемся, когда лицеисты занимают призовые места в каких-то конкурсах, олимпиадах! Ведь в их успехах есть и частичка нашего труда: мы помогаем ребятам готовиться ко всем мероприятиям. Во-вторых, не менее интересно общаться с учителями. Это творческие люди, у них всегда есть чему поучиться. Тесная связь с педагогическим коллективом играет большую роль. Библиотекарь должен быть в курсе всех школьных дел и планов. Тогда он будет чётко знать, что от него требуется, чем он может помочь учителям. Такое взаимопонимание в нашем лицее было всегда.

В свой профессиональный праздник Галина Фёдоровна и Ирина Владимировна непременно будут принимать поздравления от руководства учебного заведения, от коллег-педагогов. Пожалуй, самым приятным будет услышать слова благодарности от детей. Всё это ещё раз подтверждает: несмотря на то, что в школьную библиотеку XXI века активно внедрились новейшие информационные технологии, труд библиотекаря по-прежнему важен и нужен.
Автор:Татьяна Сиднева