Про редкие иконы и ожившую глину

30 марта 2016, 17:42 889
http://www.top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2016/03/30/top68.ru-pro-redkie-ikony-i-ozhivshuyu-glinu-71575.jpg?itok=8pj51LpG
В чём особенность скопинской керамики. На тему развития декоративно-прикладного искусства поговорили на «Поленовских чтениях», прошедших в тамбовской художественной школе №2 имени В.Д.Поленова. 
 
На форуме собрались педагоги, художники и искусствоведы из разных городов. Представители Братска, Москвы и Ярославля пообщались с тамбовскими коллегами и обсудили наиболее актуальные вопросы в сфере декоративно-прикладного искусства и эффективные способы передачи своего опыта подрастающему поколению.
 
- Конференция призвана поднять все насущные вопросы, потому что они сегодня специфичны, не похожи на вчерашние, они требуют о них разговора, - говорит директор ДХШ №2 им. В.Д. Поленова Михаил Никольский.
 
На конференции каждый гость представил своё видение одного из значимых вопросов в искусстве. Тамбовчанка Галина Грошева уже почти восемь лет пишет иконы. В своём докладе она рассказала о редкой иконе Богородицы Равенбрюкской, написанной узницей концлагеря в прошлом веке.
 
- Икона была написана женщиной за пару дней до её гибели, после чего эту работу потеряли. Воссоздать икону удалось только по воспоминаниям её соузницы – икона была вышита на полотне. Она такая же чудодейственная, как и любая икона, на которую человек смотрит с верой, – рассказывает Галина. 
 
Тематика докладов на форуме различалась, но объединяло все высказывания одно – стремление передать накопленные знания подрастающему поколению и сохранить особенности национальной культуры. Профессор кафедры эстетики МГУ имени М.В. Ломоносова Татьяна Кузнецова призвала продолжать традиции народного творчества в повседневной жизни.
 
- Можно ведь купить глиняный горшочек и есть из него ложкой, расписанной под хохлому. Даже еда покажется вкуснее при таком подходе, ведь это возвращает нас к корням! Каждый народ хочет оставаться тем, что он есть, поэтому мы всегда возвращаемся к традициям, - говорит Татьяна Викторовна.
 
Историю хранит каждая материальная вещь и прямое тому доказательство – изделия скопинских мастеров керамики. В этом году гости из Скопина приехали с мастер-классом по изготовлению керамических сувениров. Глиняные детали изготавливались с помощью гончарного круга на глазах посетителей «чтений» и отправлялись на недельную сушку. Для сборки изделий мастер Ирина Савина использовала заранее подсушенные элементы. Восторженные зрители с замиранием сердца наблюдали за «оживанием» куска глины в руках Ирины и его плавным превращением в фигурки птички и сувенирного квасника.
 
- Фигурку ещё нужно будет подсушить и обжечь, и только после этого отправлять на роспись. Особенность скопинской керамики в том и состоит, что её собирают из отдельных частей, а не полностью формируют на гончарном круге. Вообще, всё сразу сделать на круге очень сложно. На изготовление пустого внутри «бублика» новичку потребуется очень много сил и терпения, - говорит мастер.
 
В Скопине Ирина занимается преподавательской деятельностью – обучает детей гончарному ремеслу. У детей из Тамбова и других городов была возможность принять участие во Всероссийской выставке «Традиции и современность», работающей на базе школы имени В.Д.Поленова. Свои работы на конкурс, первый этап которого уже прошёл, прислали дети из 50 регионов страны. Во втором этапе конкурса поучаствует 250 работ декоративно-прикладного творчества. Итоги конкурса станут известны в мае.
 
Форум «Поленовские чтения» носит научно-практический характер и имеет статус международного. Проходит эта ежегодная конференция в седьмой раз. В этом году она приурочена к 380-летию основания Тамбова и 200-летию со дня рождения матери художника Василия Дмитриевича Поленова Марии Алексеевны.
 
Юлия ДУДОВА. Фото автора
Читайте также:
Наверх