Лента новостей
Статья23 марта 2016, 15:12

Театр за сценой

Накануне Международного дня театра мы решили выяснить, какой же он — обычный день за кулисами, и отправились в Тамбовский драматический театр.
Служебные двери театра открываются в 9 утра. Закулисье, как истинная творческая мастерская, делится на цеха. Именно здесь готовится каждая постановка, обретают очертания и форму режиссёрские задумки. Бутафоры и художники, монтировщики и звукооператоры, мастерицы пошивочного цеха, костюмеры, гримёры... Прежде чем откроется занавес, им всем нужно хорошенько потрудиться.
— Почти на каждый день, помимо стационарной работы, у нас запланированы выездные спектакли. На выезды отправляются не только актёры, но и сотрудники так называемых обслуживающих цехов, — поясняет заведующий художественно-постановочной частью Тамбовского драмтеатра Маргарита Скобеева.

Кукольный ангел и пшённый песок


Сегодня именно такой день, выездной. На месте мы не застали костюмеров, гримёров и реквизиторов. А вот в производственных цехах вовсю кипела работа. Запах свежих опилок в поделочном цехе и заготовки для будущих дворцов и ступеней, рамок и скамеек. Отсюда крупные декорации, изготовленные по чертежам художника-постановщика, направляются в художественный, бутафорский или драпировочный цеха. Художники и бутафоры придают безликим формам цвет и фактуру, а в драпировочном цехе рамы обретают изысканные шторы.
В бутафорском цехе, согласно пособию для бутафоров 1952 года издания (автор — А. Катаев), готовятся предметы, которые «помогают создать на сцене благоприятную для творчества атмосферу». Изготовление каждой конкретной вещи — строго по эскизам и чертежам, в которых, помимо формы и размера, указаны цвет и даже материалы. Впрочем, иногда приходится импровизировать и предлагать автору эскиза другие варианты.
К примеру, огромные песочные часы из детского спектакля «Зимняя сказка, или Рождество по-королевски» по задумке художника-постановщика предполагалось наполнить горохом. Но специалисты-бутафоры подсказали, что пшено в песочной «роли» будет смотреться гораздо лучше.
К слову, не всегда реквизит изготавливается, что называется, с нуля: часто к уже готовым предметам просто добавляются новые детали.
— В одном из спектаклей нужны были купидоны. По предложению художника-постановщика народного художника Латвии Татьяны Швец мы закупили игрушечных пупсов, задекорировали их, и они превратились в милых ангелочков. А вот с крыльями пришлось потрудиться: чтобы они получились именно ангельскими, каждое пёрышко вылепливалось отдельно, — говорит художник-бутафор Наталия Андреевна Мищенко, показывая одного из «ангелочков».

От задумки до эскиза


Работа над постановкой начинается с режиссёрской задумки, чёткого видения будущего спектакля и актёрского состава. В тандеме с художником создаются эскизы и чертежи декораций, реквизита, костюмов, которые «расходятся» по цехам, и начинается кропотливая работа.
А пока в мастерских создаётся оформление спектакля, актёры работают над образами новых героев. Репетиции на сцене будут позже, сейчас в репетиционном зале «застольный период» — читка за столом. Текст выстраивается по логике, происходит вживание в роль, выделение важных сторон личности сценического персонажа.
Позже определяются мизансцены, и начинается новый этап репетиций — «выгородки». Пространство репетиционной площадки «выгораживается» предполагаемыми декорациями из подручных средств. И только после этого, довольно длительного, периода актёры переходят на сцену. Полное облачение сцена обретает ближе к спектаклю, на прогонах, актёры получают костюмы и реквизит, выстраивается свет. Спектакль оживает.

Главное, чтобы костюмчик сидел!


Насколько важен для актёра костюм? Хранитель истории тамбовского театра Эльвира Степанова рассказывает, что Ивану Никитовичу Марину, лауреату Государственной премии, народному артисту СССР, никак не удавалось принять образ Михаила Калинина в пьесе «Жизнь в цвету». Актёр даже хотел отказаться от роли. И вдруг, когда он надел костюм и загримировался, его товарищи по сцене сразу увидели, что роль «пошла».
Сегодняшние постановки требуют и современных, и исторических костюмов. Нужен сюртук старинного кроя для франта-дворянина — значит, будет сшит сюртук. Нужно платье придворной барышни с корсетом и пышными юбками — будет платье.
Заведующая художественно-постановочной частью Маргарита Скобеева ведёт меня в пошивочный цех, путь в который идёт через зрительный зал. Через несколько часов здесь состоится спектакль. И пока монтировщики устанавливают декорации, осветители настраивают оборудование, а реквизиторы оформляют пространство, на сцене проходит репетиция. Не обращая внимания на суету вокруг, актёры погружены в переживания героев.
Тем временем мы приходим к заведующей пошивочным цехом Наталье Служеникиной. Отработав много лет в ателье, Наталья Ивановна не боится сложных моделей.
— Иногда, конечно, дешевле и быстрее какие-то вещи купить, — поясняет завцехом. — Но стильные, костюмные спектакли требуют особой подготовки. У каждого спектакля свой антураж.
Бывает, сам художник видит, что предложенный актёру костюм не подходит, тогда возможна корректировка образа. А вот актёры не могут изменить задумку художника-постановщика и уже утверждённые на худсовете эскизы. Ведь даже актрисам, которые в силу женской природы пристрастно относятся к внешности, иной раз на сцене нужно выглядеть страшными или смешными, глупыми и несерьёзными.
После костюмы хранятся в костюмерном цехе или, отыграв свои постановки, поступают в фонд театрального музея. Здесь же хранится немало предметов реквизита. Эльвира Павловна показывает сценические костюмы вековой давности. Нежнейший бархат, чуть потускневший от времени, парча с металлизированной нитью, шитьё на камзоле...

Даю третий звонок!


Рядом с балконом находятся комнаты осветителей и радиоцех. Осветители сосредоточенно наблюдают за тем, что происходит внизу, на сцене. А в радиоцехе я сразу замечаю рацию возле пульта звукооператора.
— Рация нужна для переговоров во время спектакля. Пора давать третий звонок, — говорит заведующий радиоцехом Виктор Назаров.
Виктор Владимирович в театре больше сорока лет. Он объясняет, что задача радиоцеха — оформить звуковое пространство сцены. Это может быть фоновая музыка или аккомпанемент к песням. А может понадобиться топот копыт или шум моря. К слову, многие звуки сотрудники цеха записывают сами, иногда пользуясь подручными средствами. Гроза «оживает» из листа жести, стекло в ящике звенит будто разбитое окно.
— А колдовское зелье у нас «варилось» с помощью ведра воды и шлангов. Получилось полное ощущение «бульканья» колдовского котла, — рассказывает Виктор Владимирович.
Нашу беседу прерывает обещанный третий звонок. Из окна радиорубки видно, как поднимается занавес. Зрители приветствуют актёров, начинается путешествие в волшебный мир спектакля. Но даже сейчас, после небольшой экскурсии по театральному закулисью, этот мир по-прежнему кажется волшебным и непостижимым.
Фото предоставлено дирекцией театра
Автор:Юлия Носова