Лента новостей
Статья11 ноября 2015, 07:00

Не гаси меня, свечу

Не гаси меня, свечу
В последнюю пятницу октября в зале районного краеведческого музея при небольшом скоплении зрителей, в абсолютно камерной обстановке состоялось удивительное по красоте и силе эмоционального воздействия мероприятие. Называлось оно "Вечер искусств" и, как несложно догадаться, относилось к тому необузданному разгулу "ночей" в библиотеках, музеях, театрах и даже зоопарках, свидетелями которого все мы являемся. Это был тот самый случай, когда навязанная и неотвязная, совершенно неприемлемая в сельской местности примета нашего во многом непредсказуемого времени благодаря усилиям творческих людей обернулась настоящим праздником для души.

Фотография, романс и авторская песня - вот те виды искусства, на которых решили остановиться организаторы вечера.

Указка экскурсовода Наталии Шлыковой скользит по старинным фотографиям, извлечённым из архива музея, и на глазах присутствующих словно оживает время. Снимки середины XIX века. Основным правилом фотографов того времени было - не говорить, не двигаться, не улыбаться. Время экспозиции занимало несколько минут, и фотографируемый объект должен был сохранять неподвижность. По этой причине на старинных фотографиях люди не улыбаются, их лица сосредоточены, а позы статичны. Серьёзность персонажей объясняется также отношением к съёмке как к особому случаю - официальному и торжественному.

Для студийных фотографий начала XX века характерно мягкое рассеянное освещение и фон с декорациями. Интерьер на старых, дореволюционных фотографиях довольно однообразен: столы и стулья с высокими спинками и подлокотниками, перила, вазы, скатерти и портьеры. Бумажный снимок наклеивался на специальную картонную подложку, которая придавала фотографии жёсткость, защищала от повреждений и была неотъемлемой деталью оформления фотоснимков вплоть до 1920 годов. Картонная основа была декоративным элементом и одновременно несла информацию о фотографе.

Рассказ об искусстве фотографии необычайно увлекателен. Наталия Шлыкова кратко охарактеризовала его основные жанры - пейзаж, портрет, репортаж, постановочную, жанровую и документальную фотографии.

"А звуков романса безбрежное море" - так называлась вторая часть мероприятия. Все, кому удалось в этот вечер услышать "тихого голоса звуки любимые", не забудут его никогда. Очень жаль, что зрителей было до обидного мало, несмотря на то, что талантливая исполнительница Вера Родионова приехала порадовать своим искусством знаменцев аж из самого Воронежа. Она очаровывала и вызывала из глубины души самые светлые и возвышенные чувства, отчего глаза слушателей то и дело увлажнялись. Это случилось уже во время исполнения самого первого произведения - романса Вероники Долиной "Не гаси меня, свечу". Да и как можно было остаться равнодушным, когда певица, сама точно свеча в своей белой блузе, доказывая, что ещё может быть полезной, молила: "Я ещё храню огонь - маленький, но ясный".

Звучали произведения о благородном времени и настоящих героях - "Песня о молодом гусаре", "Генералам 1812 года" Марины Цветаевой, "Петербургская княжна", "Пушкин" на стихи Леонида Филатова, "Посвящение жёнам декабристов". И классика - "Я встретил Вас" на стихи Ф. Тютчева, "Приметы" А.Пушкина и "Утро туманное" И.Тургенева. Певица не обошла своим вниманием и современных авторов. Она исполнила романсы "Печали свет" Л. Рубальской и А. Малинина, "Как я тебя ждала" С. Трофимова и песни Булата Окуджавы "Ещё он не сшит, мой наряд подвенечный", "Эта женщина в окне" и "Давайте восклицать!", которую пели уже всем залом.

Личное обаяние и высокий уровень исполнительского мастерства Веры Родионовой буквально покоряли. Она с удовольствием общалась со знаменцами после выступления, раздавала автографы. Выяснилось, что Вера Митрофановна работает старшим научным сотрудником музея-усадьбы Дмитрия Веневитинова (современник Пушкина и прообраз героя романа "Евгений Онегин" Владимира Ленского). Особый интерес вызвал рассказ о работе с иностранными студентами Воронежского государственного университета, где Вера Митрофановна в течение шести лет преподавала русскую литературу и вела кружок русской песни. Трепетное отношение ко всему нашему людей неизмеримо далёких от русской культуры трогает до глубины души. Только представьте себе темнокожую девушку из Зимбабве, самозабвенно выводящую: "Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты…". Или студентку из далёкого африканского Чада, которая, открыв тетрадку, исписанную непонятными крючочками и палочками, вдруг, глядя в неё, неожиданно запела: "Милая моя, солнышко лесное, где, в каких краях встретимся с тобою?"

Маленькая женщина с гитарой в руках раскрасила серые осенние будни в самые яркие краски. Очень жаль тех, кто по каким-то причинам не стал этому свидетелем. К глубокому сожалению, в последнее время основной причиной безучастного отношения к культурной жизни является духовная глухота. Как-то очерствели мы, стали ленивыми и равнодушными. Впору поучиться тонкой душевной организации у студентов из Чада.

Фото автора

Автор:Инна Фокина