Лента новостей
Статья9 августа 2022, 12:14

Тамбовская мастерица создаёт кулоны из стекла, обработанного морем, и шестерёнок

Марина Рязанова познакомилась с украшениями в стиле стимпанк в Болгарии - вернувшись в Тамбов, мастерица решила сама создать что-то подобное.

Тамбовская мастерица создаёт кулоны из стекла, обработанного морем, и шестерёнок
Фото: архив Марины Рязановой

Сочетание, казалось бы, несочетаемого. Изящные цветы и грубые шестерёнки, строгие стрелки и замысловатые фигурки — а вместе необычный аксессуар, который вряд ли не напросится в шкатулку какой-либо модницы. Стиль таких украшений имеет название — стимпанк. Практикует его рукодельница Марина Рязанова.

Термин «стимпанк» — это соединение двух английских слов: «пар» и «конфликт». Украшения, созданные в данном стиле, включают в себя символы эпохи паровых двигателей и часовых механизмов. В них отражается мир, застывший в конце XIX века. Именно элементы механики становятся «пазлами творчества».

Впервые Марина Рязанова увидела украшения в стиле стимпанк в арт-галерее города Несебра в Болгарии.

— Удивили очень, так как не видела ничего подобного раньше. Я приходила в эту галерею ещё и ещё, познакомилась с хозяйкой, которая оказалась русской, замужем за болгарином. Мы дружим до сих пор. 

Болгарские украшения отличаются от того, что создаёт тамбовчанка. В галерее были представлены крупные детали часов с фурнитурой и разными мелкими элементами фигурок. А у Марины Рязановой это такие «секретики» — так она сама их называет, «хранилище с мелкими сокровищами». Можно долго-долго разглядывать и изучать эти «кладовые».

Фото: архив Марины Рязановой

Вернувшись из Болгарии в Тамбов, Марина Рязанова как раз и решила попробовать изготовить что-то подобное. Нашлась и основа, но возникли определённые сложности — специальных инструментов для работы не было.

— Я нашла старые часы и разобрала их. Потом я поняла, что этот этап — самый сложный. Специальных инструментов не было, часы — старые, лупы на глаз нет.

Марина характеризует рукоделие в стиле стимпанк как «прощай зрение». Ведь сколько мелких деталей нужно собрать воедино! А ещё для мастерицы это целый мир, невероятный, фантастичный.

В основе кулонов Марины Рязановой или задняя часть часов, или циферблат, или что-нибудь, что ей покажется уместным в данный момент. Первоначально рукодельница составляла композицию и заливала всё эпоксидной смолой, а потом стала клеить на эпоксидку. Признаётся, что было испорчено много изделий, прежде чем получилось добиться эффекта линз при заливке.

—  Весь процесс разделён на несколько этапов. Разбор подаренных часов, разделение на крупные и мелкие фрагменты, определение основы (от часов ли, бывает, просто насквозь эпоксидка проливается и получается прозрачная основа). Потом уже непосредственно творчество, а именно наполнение кулона. Тут только по наитию, но при этом не забываю о креплении для шнура. Тоже по-всякому бывает: и как часть элемента кулона, и как часть незаполненной основы. Так как эпоксидка тяжёлая, и может сдвинуть лёгкие элементы при заливке, то чуть прихватываю клеем все элементы на основу.

Наполнение кулона может длиться месяцами. Среди любимых изделий рукодельницы те, что «пропитаны» музыкой, ведь сама Марина связана с ней очень тесно — она сама и пианистка, и вокалистка, и клавишница.

Тамбовская мастерица создаёт кулоны из стекла, обработанного морем, и шестерёнок
Фото: архив Марины Рязановой

Марина не считает, что в творчестве могут возникнуть большие трудности. Ведь это то, что приносит радость. А всё, что вызывает какие-то вопросы, помогут решить сноровка, фантазия, ну, и знания и опыт, которые набираются со временем. Самые большие сложности в работе у мастерицы возникли с созданием «линзы», то есть с заливкой.

— Эпоксидка ведёт себя часто непредсказуемо, и если стол не точно горизонтален — может скатиться вбок, и тогда трудно её выправить даже повторной заливкой.

Без курьёзов в этом деле, конечно, тоже не обходилось. Но это лишь вело по иному творческому пути.

— Была самая трудная работа, когда я забыла подстелить под изделия файл и эпоксидку заливала непосредственно на поверхность стола (точнее на стекло, которое играет роль стола). Потом каждый кулон выпиливала тонким напильником, и ножичком, и всем подряд. Долго, несколько дней.

А ещё Марина Рязанова делает кулоны из морского стекла. Материал для них она собрала около 10 лет назад — разных цветов и размеров.

— Когда гуляешь по берегу моря, то собираешь стёкла, которые волны выбрасывают на берег. Они обработанные морем, гладкие и, как правило, трёх цветов — прозрачные (белые), зелёные, коричневые.
Тамбовская мастерица создаёт кулоны из стекла, обработанного морем, и шестерёнок
Фото: архив Марины Рязановой

Рассортировала их — стёклышки напоминали лепестки цветов. А потом вопрос: куда двигаться дальше? Марина попыталась их склеить, но конструкция оказалась непрочной. Позже мастерица решила наклеивать на большие стёкла детали часов. То есть обратилась к стимпанку. Спустя несколько лет рукодельница решила соединять стёкла между собой эпоксидкой. А перед этим окрашивать их в разные цвета.

— Получался этакий цветик-семицветик.
Тамбовская мастерица создаёт кулоны из стекла, обработанного морем, и шестерёнок
Фото: архив Марины Рязановой

А ещё через пару лет Марина начала делать из них и кулоны.

— Взяла медную проволоку, скрутив в спираль кончик, нагрев на огне, расплющивала спираль на наковальне (в качестве наковальни — кусок рельса, найденного в старом сарае отца). Таким образом, при соединении лепестков эпоксидкой, в центре я делала маленькое отверстие для проволоки, которую в дальнейшем закручивала в петлю для шнура. 

Через четыре года Марина добилась нужного результата. И теперь её семицветики пользуются большой популярностью у женщин.

Тамбовская мастерица создаёт кулоны из стекла, обработанного морем, и шестерёнок
Фото: архив Марины Рязановой
Автор:Ольга Смыкова