Лента новостей
Статья15 августа 2018, 08:19

Не для него суета городская

Вся сознательная жизнь Михаила Николаева из Покрово-Марфино связана с автомашинами. Вот уже целых пятьдесят лет Михаил Иванович непрерывно управляет грузовым автотранспортом, начиная с восемнадцатилетнего возраста, хотя на самом деле крутил баранку грузовика задолго до этого. Сколько километров российских дорог исколесил он за это время, и не сосчитать.


Первоклассный водитель с ностальгией вспоминает далёкие пятидесятые годы прошлого века. Будучи первоклассником Покрово-Марфинской школы, мальчишка с завистью наблюдал, как лихо крутит баранку грузовика его дядя, Павел Михайлович Жаров, работавший в те годы водителем совхоза "Покровомарфинский". А тот, видя неподдельный интерес к технике у своего племянника, частенько брал его с собой покататься. Поддавшись на неоднократные просьбы миши дать порулить, дядя подкладывал на сиденье пару фуфаек, заранее прихваченных с собой, и усаживал за руль автомашины ЗИС-5 мальчишку. С какой радость и гордостью осваивал он тогда первые навыки вождения под чутким вниманием своего инструктора. Помнит, как всё подшучивали над дядей его коллеги по работе: "Ну, Павел, растёт у тебя достойная смена". А Миша больше ни о чём и не мечтал, как работать водителем, когда вырастет. Ему было с кого брать пример.
Окончив десять классов школы, парень твёрдо решил остаться жить и трудиться в родном селе, в родном совхозе, где он в летние каникулы неоднократно работал на комбайне СК-4 в качестве штурвального, оказывал посильную помощь в уборке урожая. Его друзья-одноклассники предпочли городскую жизнь, продолжили учиться в ВУЗах. От военкомата Михаил отучился на двухмесячных водительских курсах в ДОСААФ, получил водительское удостоверение третьего класса. Как он гордился тогда, что сбылась его давняя мечта.
С удовольствием руководство хозяйства приняло юношу на работу, за ним закрепили автомашину ГАЗ-51 "бензовоз". Полгода молодой водитель колесил по покровомарфинским полям, заправляя дизтопливом комбайны, трактора. Сюда же он вернулся после прохождения срочной службы в армии в батальоне связи в начале семидесятых годов. Стал работать на автомашине ЗИЛ-самосвал. В этот период в крупном тогда сельхозпредприятии велось масштабное строительство производственных объектов, животноводческих корпусов, жилых домов для рабочих, специалистов. Каждый день водитель был в разъездах, помимо перевозки урожая в страдную пору, обеспечивал строительные бригады стройматериалами. Работы было невпроворот, но это не тяготило М.Николаева, он везде успевал.


В середине семидесятых годов Михаил Иванович обзавёлся семьёй. Жена, Любовь Александровна, работала поваром в совхозной столовой. Вскоре у счастливых супругов родились дочка с сыном. Хозяйство предоставило им квартиру. Дома, как в принципе и у всех сельчан, водилась живность: корова, бычки, поросята, да и на огороде чего только не выращивалось.
Но в девяностые перестроечные годы, когда сельское хозяйство, в буквальном смысле слова, оказалось на грани выживания, распался и совхоз "Покровомарфинский". Вместе с остальными тружениками хозяйства Михаил Иванович вынужден был искать работу на стороне. Решил он тогда податься в Москву на заработки, семью нужно было кормить. Пришлось перевести всех домашних животных, жене одной с ними было не справиться. Вахтовым методом устроился водителем в автотранспортное предприятие, пятнадцать дней работал, пятнадцать - отдыхал, уезжал домой к семье. На автомашине Супер МАЗ перевозил строительные плиты, как по Москве, так и в Тверь, Тулу, прочие города. Работать приходилось много, но зато и платили хорошо. Правда, вскоре и в столице стали задерживать зарплату. Через некоторое время автопредприятие закрылось.


Десять лет назад М.Николаев вновь устроился на работу по специальности на своей малой родине теперь уже в обосновавшееся на покровомарфинских землях общество с ограниченной ответственностью "Золотая нива". За ним закрепили далеко не первой свежести “Урал”. Пришлось Михаилу Ивановичу вложить в грузовик всё своё мастерство, накопленный с годами опыт, собственноручно перебрать чуть ли не каждую деталь машины. Но через некоторое время технику было не узнать, работала не хуже новой. Не ошиблось руководство общества в профессионализме водителя, принимая его на работу. А когда в хозяйство приобрели новый КамАЗ, то, не раздумывая, закрепили его за Михаилом Ивановичем, на котором он и сейчас работает.

Ежегодно ранней весной отправляется М.Николаев в командировки за семенами в семеноводческие хозяйства Курской, Ростовской, Воронежской областей. В летнее время он непосредственно занят на уборке урожая, перевозит ценный груз с полей на зерноток. Осенью вывозит сахарную свёклу на перерабатывающие предприятия. Да и зимой не сидит без дела.
Уже восемь лет Михаил Иванович находится на заслуженном отдыхе, но, как признаётся, не может без своей привычной работы. Сроднился он с машиной за полвека. Хотя жена и дети не раз упрашивали его оставить работу, ведь не молодой уже, особенно, когда где-то что-то заболит. А он всё отшучивается: " Я без работы пропаду".

Как к старейшему, опытному водителю, к нему постоянно обращаются за помощью его коллеги по работе. Он всегда с удовольствием подскажет, что и как лучше сделать, никому не отказывает. За отзывчивость, трудолюбие М.Николаев заслужил почёт и уважение в коллективе, его здесь по праву считают профессионалом своего дела. Хотя его КамАЗ практически новый, но он каждый раз перед выездом внимательно осмотрит машину, проверит, это у него уже вошло в привычку.

На работу и с работы Михаил Иванович добирается сегодня на личном автомобиле "Нисан", который приобрёл пять лет назад. До этого у него была "Ауди". А свою первую машину "Жигули" третьей модели купил в восьмидесятых годах. Узнал тогда, что в Белоруссии машины стоят дешевле, позвонил другу, проживающему там, и вместе с ним отправились на авторынок за покупкой. За триста долларов приобрёл он тогда легковушку, а в переводе на отечественные деньги это было 1200 рублей. Долгие годы машина исправно служила ему.

Много городов повидал за годы своей шоферской работы М.Николаев. Не раз ему предлагали сменить деревенскую жизнь, переехать в город. Но, как он сам признаётся, городская суета не для него. Сельский уклад жизни ему ближе и родней.


Автор:Виктор МОРДОВИН  Фото автора