Лента новостей
Статья30 июля 2018, 10:11

Дорог на свете много - железная одна

История праздника

День железнодорожника в России берёт начало ещё в позапрошлом веке. 28 июня 1896 года был издан приказ о чествовании работников стального полотна. Дату приурочили к именинам императора Николая I, считавшегося основателем этого вида транспорта.
При Николае I стартовало строительство железных дорог. Праздник был с фиксированной датой - 6 июля - выходной день для железнодорожников. По традиции в зале Павловского вокзала проводили торжественный приём, а затем публика развлекалась.
Советская власть все торжества во славу свергнутой монархии ликвидировала и возобновилась традиция празднования Дня железнодорожника лишь в 1936 году. С 1940 торжества перенесены на первое воскресенье августа.

Железные артерии страны

Железные дороги России - вторые по величине в мире. По общей длине железнодорожных путей наша страна уступает лишь США. Но зато протяжённость электрифицированных магистралей России больше. На долю РФ приходится порядка 10% мирового пассажирооборота и 20% грузооборота.
Отечественные железные дороги связаны с железнодорожными системами Восточной Азии и Европы, а через морские порты взаимодействуют с транспортными системами Америки. Железнодорожный транспорт обеспечивает свыше 40% пассажирских и грузовых перевозок.
Железные дороги интегрированы в общую транспортную систему Российской Федерации, обеспечивая потребности экономики и пассажиров в перевозках. По ним совершается регулярное круглогодичное движение, что позволяет перевозить большую часть грузов и пассажиров. Их значение определяется как внушительными расстояниями перевозок, так и недостаточным развитием транспортных коммуникаций в отдалённых районах Дальнего Востока и Сибири. В нашей стране места добычи основных сырьевых ресурсов значительно удалены от пунктов их переработки, а также от портов.

Звено путей
сообщения

Помните слова Гоши из кинофильма "Москва слезам не верит": "Люблю свою работу, потому что когда я туда прихожу, там начинает крутиться то, что без меня не крутилось…"?
Пообщавшись с работниками станции "Кариан-Строганово", именно эту фразу вспомнила. Потому что все - от начальника до обходчика путей, уверены - их работа очень важна и ответственна. От каждого напрямую зависит бесперебойное и безопасное движение поездов.


5 августа железнодорожники страны отмечают свой профессиональный праздник. Коллектив станции "Кариан-Строганово" в количестве пятнадцати человек - тоже.
Восемь утра. Время сдачи-приёма смены. На службу заступили дежурный по станции, машинист тепловоза, составитель поездов, приёмо-сдатчики, агенты СФТО, которые занимаются оформлением всех текущих документов… Рабочий день - до восьми вечера.


Какой он, этот день на железной дороге? Погрузка-выгрузка вагонов на сахарном заводе ООО "Русагро Тамбов", ЗАО "Кариан-Строгановский элеватор". Сахар, патока, жом - грузы сахарного завода; зерно пшеницы, кукурузы, ячменя с Кариан-Строгановского элеватора - всё это отправляется по назначению к покупателю груза. А ещё обеспечение прохождения пассажирских поездов (380-го Москва-Камышин и пригородных Тамбов-Обловка, Тамбов-Мучкап); маневровые работы…


Как говорит начальник станции Ольга Владимировна Поносова, главное, чтобы день был продуктивным и в то же время равномерным. Конечно, когда в рабочий процесс вовлечено множество звеньев, без каких-либо накладок обойтись трудно, но если в твоей команде профессионалы, можно быть уверенным - всё будет сделано в срок и качественно.
Ольга Владимировна начала работать на станции в должности дежурной в 2013 году. Закончила МИИТ - Московский институт инженеров транспорта. Работу свою любит за динамику, когда необходимо постоянно поддерживать заданный темп и ритм, ведь железная дорога - это постоянное движение. Особенно нравится ей работать с большими составами, когда масштабность дела жизни чувствуется по-особому остро.


Вот раздаётся звонок диспетчера - на станции "Сампур" загружены зерном вагоны, там ждут локомотив. Его поведёт машинист Михаил Астахов. Четыре года он трудится на станции "Кариан-Строганово". Родился в Туркменистане, в Россию приехал с родителями, закончил училище в Новороссийске, получил специальность помощника машиниста тепловоза. Затем в Ельце - курсы повышения квалификации и работа в депо станции "Тамбов". Сейчас его рабочее место - железная дорога от Тамбова до Уварова.
В паре с Михаилом Александровичем сегодня работает составитель поездов Анатолий Фёдоров, один из самых опытных в станционном коллективе. На железную дорогу попал после того, как в девяностые строительная организация, где трудился тринадцать лет водителем, развалилась.
От Тамбова до Обловки, на промежуточных станциях Бокино, Кариан-Строганово, Сампур, Ржакса принимает он гружёные вагоны и разводит их по путям, собирает в состав пустые и доставляет их под погрузку.


Сегодня кроме Сампура, ждут Анатолия Николаевича на Знаменском асфальтовом заводе. "Щебень будем подавать…" - говорит составитель поездов с почти тринадцатилетним стажем.
От диспетчера поступают заявки, вагоны составляются в поезда, приёмо-сдатчик оформляет документы… Всё в этой цепи должно быть чётко и отлажено, чтобы не допустить простоя, чтобы соблюдались сроки доставки, чтобы выполнялся план. И коллектив станции с этим успешно справляется.
Есть в этом заслуга и ещё одной службы, так называемой инфраструктурной части - ИЧ.


Шестнадцать лет электромехаником трудится Александр Румянцев. Безопасность во время маневровых работ - это его участок ответственности. Стрелки и сигналы, автоматика на переездах, всё должно работать как часы. Железная дорога не прощает даже малейшей небрежности. Александр Георгиевич работает в тесном контакте с "движенцами" - машинистами, путейцами. И в любой момент готов прийти на помощь, устранив неполадки с сигналом локомотива или со стрелкой.


Здесь же, на станции мастером лесопосадочных культур работал отец А.Румянцева и старший брат - электромехаником.
"А это тот, кто занимается ремонтом путей, по которым мы ездим", - представляет Ольга Владимировна Максима Рашевского - мастера путей.
Он на дороге шесть лет. Родом, как и Михаил Астахов, издалека - из Чечни. В 1993 году с родителями приехали в Кариан-Строганово, поближе к родственникам.
Максим Михайлович признаётся, что для него железная дорога с детства была заманчива: "Это же постоянное движение! Да у меня и в роду железнодорожники - прадед на Украине начальником станции служил, бабушка - стрелочницей была, а отец и брат работали мастерами путей. Да и вообще, сидячая работа не для меня, а здесь - круглый год на свежем воздухе!"


Утренняя планёрка, задачи на смену и устранение неполадок совместно с другими службами. Максим Рашевский в день проходит в среднем по 10-15 километров, максимум - 25. Осмотр путей, ремонт, очистка зимой стрелок от снега, замена рельс в составе специальной бригады… Всё это - обязанности мастера Рашевского.


"Вот видите, наш коллектив - как единый организм, - говорит начальник станции. - От каждого зависит в итоге чёткость и безопасность движения по железной дороге. Голова - это движенцы, шея - путейцы, а руки - электромеханики, связисты, за связь у нас отвечает Сергей Иванович Парфинюк…"


Станция "Кариан-Строганово" - четвёртого класса, промежуточная. Но без этого звена в много-многотысячекилометровой цепи железных дорог страны невозможно бесперебойное движение грузов и пассажиров.


Автор:Татьяна МОРОЗОВА Фото автора