Лента новостей
Статья10 июля 2018, 11:25

Жить здесь хорошо.  Но трудно ...

Жить здесь хорошо.  Но трудно ...

Прошлое и настоящее одного села
Темой исчезающих деревень редакция газеты заинтересовалась уже довольно давно. Как живут их обитатели, почему не покидают глубинку? Что становится основной причиной того, что от населённого пункта остаётся несколько домов?
За ответами на эти почти риторические вопросы мы отправились в Кривополянский сельсовет. Объек­том изучения было решено избрать село Большое Никольское. Оно находится в двух-трёх километрах от Кри­вополянья. Однако добраться до пункта назначения оказалось очень непросто.
Приезжему человеку сеть местных грунтовых дорог может показаться лабиринтом со множеством пересечений и тупиков. Пока петляли в поисках нужной дороги, не переставали удивляться красивейшим пейзажам за окном. Въехали по окошенной грунтовке, первым, что привлекло внимание, был остов старинной церкви. Когда-то она носила название церкви Усек­новения главы Иоанна Предтечи. Раз­валины поразили непохожестью на современные церковные постройки. Слишком большие размеры для сооружения, выполненного из дерева. Правда, входить внутрь нам показалось опас­ным.
Славное прошлое
Когда-то село Большое Нико­льское было густонаселённым. Первые упоминания о нём относятся ещё к началу 18 века. В переписи населения 1719 года упоминаются первые домохозяева Антон Ясохов, Алексей Синицын, Кондратий Полянский, Михаил и Семён Свиридовы…
Постепенно численность населения росла, село богатело и развивалось. Сог­ласно архивным данным, в 1932 году в Большом Никольском проживало 1689 человек. Для сравнения: по статистике 2015 года, во всём Криво­полянском сельсовете насчитывался 521 житель. Резкая убыль населения произошла в 1940-1950 годах.
Сейчас в Большом Ни­коль­ском проживают всего пять человек. На лето приезжают ещё несколько семей. Большинство из них считают это место своей малой родиной. Чужих здесь не бывает. Жилых домов насчитывается около десятка. И выглядят они вполне ухоженными, трава вокруг окошена, палисадники пестрят цветами.

Анна Николаевна Котова

Первым делом мы решили заглянуть в гости к Анне Николаевне Котовой. Она живёт в Большом Никольском с 1959 года. Пере­ехала после замужества из Криво­полянья. С теплотой женщина вспоминает о былом процветании села: «Когда я замуж вышла, здесь 40 дворов было, стадо гоняли, ферма, овец три с половиной тысячи, ток механизированный. Здесь жили почти 100 человек. Наш порядок весёлый был, магазин работал, церковь была хлебом (зерном - прим. редакции) засыпана».
Тогда в окрестностях села располагалось 2-е отделение колхоза «Пахотноугловский», где и работали почти все местные жители. Сегодня о тех временах напоминает лишь покосившийся каркас овчарни.
В 40 лет Анна Николаевна оста­лась вдовой с тремя детьми. Судьба не баловала женщину, но детей она вырастила, выпустила в люди, дождалась внуков и даже правнуков. Сейчас живёт с дочерью в Тамбове, а лето проводит в Большом Никольском. По выходным приезжают дочь с зятем, занимаются огородом, хозяйством.

Вера Егоровна Котова

В соседнем доме живёт давняя знакомая редакции Вера Егоровна Котова. Несмотря на почтенный возраст, 85 лет, женщина каждое лето приезжает в Большое Никольское. На вопрос, почему приезжает, отвечает лаконично: «Домой хочется. В Тамбове я на третьем этаже живу. Сил нет спускаться. А здесь можно выходить, гулять».
Этим летом вместе с ней на лето осталась младшая сестра Мария Егоровна. Обе родились и выросли в Большом Никольском. Примечательно, что крестили новорождённую Веру ещё в сельской церкви.
В 1942 году дети с матерью вернулись в село. Повзрослевшая Вера работала сначала в лесном хозяйстве, затем дояркой в колхозе. Замуж вышла в 1955 году за однофамильца Михаила Егоровича Котова. Ро­дила и вырастила пятерых детей. Со временем пришлось переехать в Тамбов, поближе к дочерям и сёстрам. В областном центре живёт и Мария Егоровна, она переехала туда ещё в молодости.
Глядя на опустевшие и поросшие бурьяном окрестности, сёстры вспоминают: «Раньше народу много было, гармонь звучала, праздники отмечали. Школа была. Потом детям приходилось на уроки уже в Кривополянье ходить».
Порой приходится местным жителям сталкиваться с трудностями. Воду для хозяйственных нужд они берут из колодца, за питьевой приходится ходить к роднику. Но обычно её привозят из города дети или внуки, как и продукты. Впрочем, летом раз в неделю в село приезжает автолавка. Купить в ней можно всё самое необходимое, даже мороженое.
Ещё год назад Вера Егоровна ходила в Кривополянскую церковь, молилась, сейчас здоровье уже не позволяет. «Жить здесь хорошо, - говорит она, - но трудно».
Есть в селе и «молодёжь» - семья Ивановых. Они занимаются пчеловодством и проживают здесь круглый год. Своими трудностями они делиться не стали, но рассказали, как пройти к ещё одному постоянному жителю села...

Василий Иванович Зубарев

Добравшись до указанного домика, мы долго не могли найти его хозяина. В дальнем конце огорода работал лопатой мужчина на вид лет сорока-пятидесяти, а старичка 82 лет как-то не наблюдалось. Оказалось, что этот мужчина и есть искомый дедушка. Зовут его Василий Иванович Зубарев. Когда-то работал слесарем в колхозе, шофёром, комбайнёром. Сейчас пенсионер, имеет звание ветерана труда и проживает в Большом Нико­ль­ском постоянно - и зимой, и летом.

Переправа, переправа…

Проблема с переправой через речку беспокоит жителей Боль­шого Никольского много лет. Всё это время люди пытаются найти ей хоть какое-то решение. Основная сложность состоит в том, что пешеходный мостик через реку является самостроем и не числится на балансе ни сельсовета, ни района. А значит, и ремонтировать его за счёт бюджета нельзя, поскольку прокуратурой такое расходование средств будет признано нецелевым.
Глава Кривополянского сельсовета Ольга Котова предложила выделить материал. Постройкой должны были заняться сами жители. Но без техники это слишком тяжело, да и людей, которым этот мостик жизненно необходим, осталось несколько человек.
Опасения при паводке вызывает и трубная плотина, по которой ездят машины. Сильное течение не щадит и эту переправу. В такой ситуации понятна позиция каждой из сторон: жителей, которые хотят жить по-человечески, и главы сельсовета, у которой просто нет полномочий решить проблему.
Определяющий фактор для существования населённого пункта - дороги. Об этом говорит и глава сельсовета: «Плохая дорога очень мешает. У нас была огромная проблема с мостом и дорогой на Фёдоровку. Мы её грейдировали, подсыпали ямки, сделали мост, и в Фёдоровку стали возвращаться жители. У кого-то там родительский дом остался, кто-то хочет перебраться сюда из города на жительство. Сейчас въезжаешь туда и видишь: многие дома начали обустраиваться».
Дорога от Пахотного Угла до Кривополянья также находится в отвратительном состоянии, но у жителей есть хотя бы надежда на улучшения. До сентября 2019 года эту дорогу обещали засыпать щебёнкой. О полноценном капитальном ремонте или реконструкции, к сожалению, речь не идёт, поскольку даже на подготовительные работы и проект в бюджете средств нет.
И всё же, несмотря на всю неприглядность настоящего, глава сельсовета твёрдо верит в то, что будущее у деревень есть: «Всем хочется тишины, свежего воздуха, природы. Чтобы люди здесь жили постоянно, нужно создавать рабочие места или базы отдыха. Если деньги есть, почему здесь не отдыхать? Создать условия, и будут сюда приезжать горожане без вопросов».
Возможно, Ольга Васильевна права, и в скором времени стоит ожидать возрождения этих трогательных живописных уголков. А пока кто-то едет сюда на лето, открывает старенький домик, сажает под окном цветы, овощи, зелень, деревня живёт...

Автор:Ольга Дьяковская. Фото автора