Лента новостей
Статья23 мая 2018, 12:40

Пусть песни той поры из моды вышли, но юности мелодия жива

Пусть песни той поры из моды вышли, но юности мелодия жива

Ещё в конце пятидесятых годов прошлого века местная молодёжь пыталась создавать эстрадные ансамбли. Во все времена находились энтузиасты-любители современной музыки. По воспоминаниям Юрия Юдакова, который в 58-60-х годах учился в старших классах Староюрьевской школы, в те годы танцы в клубе проходили под баян, играл на котором Виктор Максимович Николаев. Он был талантливым музыкантом, любую мелодию подхватывал с первых аккордов и продолжал играть так, будто заранее отрепетировал.

Так вот, а Владислав Морозов хорошо играл на трубе. С группой единомышленников он организовал ансамбль, в котором помимо него участвовали Виктор Максимович на баяне, Юрий Юдаков (Закал) с товарищем на гитарах, Валентин Кашлев на ударной установке, а его сестра Римма солировала. Вообще Морозов мог играть на многих инструментах, когда выступали в клубе, то он аккомпанировал на фортепиано.

В это время взошла звезда Элвиса Пресли, которого в дальнейшем стали называть «королём рок-н-ролла», чуть позже появилась знаменитая группа «Битлз». Даже в такой провинции, как у нас, молодёжь интересовалась мировыми новостями в музыке, и самые «продвинутые» старались походить на своих кумиров: носили подобные такие же причёски, шили пиджаки-битловки, в тайне от родителей ушивали брюки, делая их в обтяжку. Ливерпульская четвёрка завораживала чётким ритмом, красотой мелодий, счастливыми и открытыми голосами.

Играть на гитаре было очень модным, поэтому многие ребята бренчали на гитарах, покоряя сердца романтичных девчонок и неромантичных тоже. Сын "Максимыча" Владимир, сын Александра Филипповича Юдакова (контролёра в Доме культуры) Юрий и многие другие ребята тоже влились в группу, но всё это было основано лишь на голом энтузиазме.

Только в середине семидесятых годов при Доме культуры официально был создан вокально-инструментальный ансамбль с говорящим названием «Наши ребята». В это время на должность директора Дома культуры приняли недавнюю выпускницу культпрсветучилища Зинаиду Звереву. Она была очень энергичной, целеустремлённой, трудолюбивой девушкой и стала хорошим руководителем. Зинаида поддержала идею создания ВИА, заказала в Тамбове афишу, всегда помогала музыкантам в решении многочисленных проблем.

Руководителем ансамбля стал талантливый музыкант, выпускник культпросветучилища по классу саксофона Юрий Текунов. Он сочинял музыку, был звукорежиссёром, расписывал музыкантам их партии. Музыка стала главным делом всей жизни Юрия, и в то же время он оставался очень скромным человеком. Вместе с другом детства и юности Александром Белёновым, также имеющим профессиональную музыкальную подготовку, они стали костяком коллектива. Юрий играл в основном на соло-гитаре, саксофоне, а Александр - на клавишных.

В первые годы в группе играли также Игорь Цибизов - на гитаре, Игорь Кашлев - на ударной установке, Жёлтиков - на клавишных.

Нельзя не отметить и многих других ребят, которые в разное время играли в коллективе: гитаристы Сергей Стрельников, Александр Яшкин, Валерий Шубин, Николай Корянов, Юрий Стребков, Александр Сухов, Сергей Козеев, Игорь Бакулин; Александр Архипов, Владимир Леденёв и Вячеслав Пожидаев виртуозно работали на ударной установке; Татьяна Милованова, Валентина Рыжкова (Юдакова), Елена Пашинцева, Лариса Головина - на клавишных, солировали Вера Стребкова, Валентина Рыжкова, Людмила Лисицына (Ильина). Не уступали им и парни: Текунов исполнял самые сложные песни, лирика была коньком Николая Корянова, а забойные песни стали амплуа Виктора Белёнова и Анатолия Попова.

Репертуар был обширным: от песен советских композиторов до зарубежных авторов. При любой возможности ребята покупали дефицитные пластинки популярных авторов и исполнителей: Юрия Антонова, Вячеслава Добрынина, Владимира Кузьмина, Аллы Пугачёвой, Софии Ротару, групп "Машина времени", "Весёлые ребята", "Пламя", "Лейся, песня", "Воскресенье", "Круиз", "Автограф". Текунов раскладывал произведения на отдельные партии для каждого инструмента, и начинались репетиции.

Вспомните такие зарубежные произведения, как "Шизгара", "Хоп, хей-хоп!", "Тень твоей улыбки", а итальянская эстрада?! Просто сердце замирало от радости уже при первых аккордах. Может ли сегодня так радоваться и веселиться от души современная молодёжь в море музыкальной продукции?..

Вокально-инструментальный ансамбль ездил с выступлениями по сёлам, полевым станам, соседним районам, участвовал в областных и кустовых конкурсах комсомольской, патриотической песни, произведений на вольную тему. По воспоминаниям Зинаиды Леденёвой (Зверевой), работе ребята отдавались полностью. "С утра полевые станы, вечером танцы, а летом они были четыре раза в неделю. А потом аппаратуру надо убрать, всё закрыть, домой придёшь, а спать уже некогда".

Перед новогодними праздниками и открытием летней эстрады часто репетировали по ночам - после последнего киносеанса.

В 1980 году состоялась первая пробная дискотека. Конечно, было интересно, разные модные песни и мелодии (группа "Спейс", например), но с живым исполнением это не сравнишь. Тем более, что у ансамбля был свой бессменный конферансье Александр Лежнёв, который прекрасно вёл концертные программы. Его заметили в области и пригласили вести областной праздник эстрады, посвящённый 60-летию ВЛКСМ, в котором участвовало более ста самодеятельных исполнителей. Было сложно, возникали различные форс-мажоры, но он прекрасно справился, за что был награждён грамотой обкома ВЛКСМ. ВИА "Наши ребята" также выступал на этом празднике.

Но, как говорится, музыкальный коллектив живёт не только эмоциями. Средства на нужды ансамбля выделялись, но их всегда не хватало. Одних удлинителей и переносок требовалось километры, поэтому парни самостоятельно мастерили их из провода, делали кустарные колонки, светомузыку. Всё было на скрутках, изоленте и лежало прямо на сцене. Однажды в конце выступления Лежнёв наступил на такую скрутку, и произошло замыкание. Взрыв, дым, все напугались, но Александр не пострадал и потом ещё долго с благодарностью вспоминал моду тех лет - высокую платформу туфель, которая спасла его от травмы. Да и электрогитары ребята успели отключить, аппаратура тоже не пострадала.

Примерно с этого же времени электроосвещением стал заниматься Эльвин Толстов, а попросту Элик. Все работали бесплатно, на общественных началах. Но за платные услуги (танцы) какой-то процентик от выручки ребятам доставался. Они были довольны и этим.

По воспоминаниям Юрия Стребкова, который с пятнадцати лет стал полноправным участником ансамбля (сначала на ударной установке с 1980 по 1983 год, а после службы в армии с конца 1985 года - на бас-гитаре), в 1986 году на приобретение аппаратуры выделили четыре тысячи рублей. Это были большие деньги. Текунов, Пожидаев, Стребков ездили закупаться в Москву. Целое купе загрузили - синтезатор, гитары, колонки и многое другое.

Обожаемая сельчанами группа пережила очередное перерождение. Уровень исполнения стал на порядок выше: во-первых, новая аппаратура звучала прекрасно, во-вторых, вчерашние школьники-музыканты повзрослели, вернулись со службы в армии, приехали на работу девушки с музыкальным образованием Елена Пашенцева, Ольга Дрокова. Вячеслав Пожидаев был очень талантливым аранжировщиком и исполнителем, главным помощником Текунова во всех вопросах. Александр Архипов до армии был барабанщиком, а по возвращении стал играть на синтезаторе. Коллектив стал занимать призовые места на конкурсах в Тамбове, Никифоровке.

В таком ритме ребята работали около семи лет. В апреле 1993 года группа решила взять тайм-аут, чтобы отдохнуть. Для участников коллектива игра в ансамбле была дополнительным занятием помимо основной работы и требовала времени и большой творческой отдачи. Кто-то просто не успевал с работы на репетицию, у кого-то накопились домашние дела, росло нервное напряжение. Нужна была передышка.

К Новому году планировали подготовить новую программу, но шестого августа трагический случай унёс из жизни руководителя ансамбля, талантливого музыканта Юрия Текунова. Это стало большой утратой не только для культуры района, но и для сельчан, для которых имя Юрия Текунова ассоциировалось с молодостью, юношеской влюблённостью, самым беззаботным и лучшим временем жизни.

Через некоторое время ансамбль возродился в новом составе под руководством Елены Якуниной. Игорь Карпухин и Елена играли на синтезаторах, Александр Сухов - на гитаре, солировал Вячеслав Пожидаев да и практически все участники ансамбля, кроме Игоря. Помимо выступлений на сельских подмостках, танцах, ребята играли на свадьбах. Новый этап в жизни страны вносил свои коррективы и в жизнь россиян. Перебои с выплатой зарплаты люди пытались компенсировать другими способами зарабатывания денег. Так эстрада стала постепенно превращаться в шоу-бизнес. Но это уже другая история…

Мы благодарим Зинаиду Леденёву, Юрия Юдакова, Юрия Стребкова, Александра Лежнева, Александра Беленова за участие в подготовке этого материала и предоставление фотографий из личных архивов и просим прощения у тех, кого мы не упомянули, но мы благодарны всем бесконечно за самые прекрасные моменты нашей юности.

Автор:Ольга Стребкова