Лента новостей
Статья23 мая 2018, 06:00

Радости и огорчения председателя ТСЖ

Радости и огорчения председателя ТСЖ

Шума по этому поводу было много. Обсуждали на телевизионных каналах и в Интернете. Всё сводилось к тому, что ТСЖ и УК, являясь посредниками, могли деньги, которые поступали на их счета, какое-то время использовать по своему усмотрению, и не всегда так, как надо.

Теперь такой возможности у них не будет, из цепочки убрали лишнее звено, и ресурсоснабжающие организации получат деньги за свои услуги напрямую от потребителя. Новый закон устанавливает возможность собственникам жилья в многоквартирных домах заключать договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, а также на вывоз твердых отходов непосредственно с организациями, оказывающими соответствующие услуги. Для этого необходимо, чтобы такое решение было принято на общем собрании собственников жилья.

В нашем городе изначально существовал такой порядок, поэтому никаких изменений в движении средств не произошло. Тем не менее, ФЗ №59 повлиял и на жизнь собственников и рассказовских квартир. Каким образом, мы спросили у Дмитрия Шубина, которому удаётся успешно руководить одновременно двумя организациями жилищно-коммунального хозяйства города - управляющей компанией "Согласие" и самым крупным в Рассказове ТСЖ "Центр".

УК или ТСЖ?

Разница в работе управляющей компании и товарищества собственников жилья есть, говорит Дмитрий Михайлович. К примеру, чтобы возглавить УК, необходимо получить лицензию на право управления. И не раз и навсегда, а согласно недавним изменениям в жилищном законодательстве, каждые пять лет. Наш собеседник успешно прошёл эту процедуру в 2015 году. Его коллегам, имеющим административные нарекания, долги перед поставщиками услуг, теперь в этом документе могут и отказать.

Товариществом же собственников жилья руководит правление. Контролируют деятельность старшие по дому. Решения принимаются общим собранием. Все прозрачно, в соответствии с жилищным законодательством. Ежегодно правление отчитывается перед владельцами жилья. И тем, кто хочет знать, куда пошли деньги, уплаченные по строке "содержание и текущий ремонт", стоит потратить полчаса в год и поучаствовать в отчётном собрании, считает Дмитрий Шубин.

Вся информация есть и у старших по дому, которые подписывают акты выполненных работ, на списание материалов и так далее. К сожалению, приходится констатировать, что молодежь неохотно и неактивно участвует в жизни ТСЖ, молодые почти не ходят на собрания, не интересуются решениями, которые там принимаются, оставляя это не особенно приятное занятие пенсионерам.

Больше домов - меньше проблем?

Когда много лет назад в Рассказове создавалось ТСЖ "Центр", никто не мог сказать, хорошо это или плохо, что объединились сразу 15 многоэтажек разных лет постройки, а значит и степени изношенности внутридомовых коммуникаций, крыш, обшарпанности подъездов и благоустройства дворов. Поэтому интересно, что показало время.

- Чем крупнее организация, тем меньше средств уходит на содержание штата: руководителя, специалистов. Соответственно, больше денег остаётся у каждого дома на проведение необходимых работ, - разъясняет Дмитрий Михайлович. - Мы можем себе позволить содержать круглосуточную дежурную службу. Это значит, что в случае прорыва трубы, другой аварийной ситуации к жильцам сразу приедут наши мастера.

Поступающие заявки выполняются по мере их срочности и необходимости. Понятно, что если жителей последнего этажа заливает после каждого дождя, проблему надо решать как можно быстрее, а еще одну лавочку у подъезда установить можно и чуть позже.

Очерёдность выполнения работ устанавливают сами граждане, подкрепляя своё решение протоколом общего собрания собственников жилья.

Чаще всего люди сейчас обращаются по поводу ремонта подъездов, установки лавочек, обустройства детских песочниц, говорит Дмитрий Шубин. Самый популярный запрос - замена лампочек в подъездах, местах общего пользования.

Больным вопросом для рассказовцев остаются старые деревья. Заявки жителей на их ликвидацию передаются в комитет по управлению городским хозяйством, в экстренных случаях ТСЖ привлекает технику и специалистов со стороны, оплачивая их работу также из средств, поступающих от жителей по строке квитанции "содержание и текущий ремонт".

Каждый - сам за себя

Кто-то регулярно оплачивает квитанции за услуги ЖКХ, кто-то - по мере возможности, есть и такие, кто, имея достаточно средств, не утруждается на этот счёт. Из-за должников в общую копилку - на лицевой счёт конкретного дома - каждый месяц не поступают немалые суммы, которые можно было бы потратить как раз на эти же лавочки, песочницы или сгнившие коммуникации.

Раньше проблема усугублялась тем, что ресурсоснабжающая организация направляла в адрес товарищества собственников жилья претензии, приходилось из общей копилки платить за нерадивых жителей, у которых, бывает, даже когда ТСЖ подаёт на них в суд и выигрывает дело, приставам взять-то нечего. Теперь, с внесением изменений в жилищное законодательство по уже упомянутому нами ФЗ №59, с введением прямых договоров на поставку коммунальных услуг, поставщики будут взыскивать долги не с управляющих компаний или ТСЖ, а непосредственно с недобросовестных хозяев жилья. То есть проблем у ресурсоснабжающих организаций прибавится, а у управляющих - станет меньше.

Чтобы перестать платить долги за соседей, необходимо оформить протокол общего собрания.

- Пока из 15 домов товарищества собственников жилья "Центр" эти документы предоставили только пять, - делится наболевшим руководитель. - Это значит, что уже в мае они не будут расплачиваться за чужого дядю. Остальные почему-то не торопятся…

Федеральный закон "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" № 59-ФЗ, заключение прямых договоров помогает решить ряд проблем ТСЖ или управляющих компаний, например, по оплате долгов муниципального жилищного фонда.

Еще один больной вопрос - сумма платежа по строке "содержание и текущий ремонт жилья". Понятно, что никто не хочет платить больше, поэтому на собраниях мало кто поддерживает увеличение тарифа, тогда как замена скажем, электропроводки, которую надо было произвести лет двадцать назад, на те деньги, которые поступают сейчас, невозможна. В этом вопросе можно понять жителей нашего города, которым и так нелегко оплачивать услуги, особенно в отопительный период, и тех, кто не может произвести необходимые дорогостоящие работы. Поэтому ситуация остаётся неразрешённой такое долгое время. И, к сожалению, в ближайшее время вряд ли изменится. Хотя... Поживем - увидим.

Автор:Ирина Баранова. Фото автора