Лента новостей
Статья23 мая 2018, 06:00

Малый бизнес района подвёл итоги

Малый бизнес района подвёл итоги

С 1985 года отсчитывает свою официальную историю сегодняшний российский бизнес - именно тогда в СССР был принят закон об индивидуальной трудовой деятельности и начали создаваться первые частные предприятия. А с 2007 года указом Президента РФ 26 мая в стране установлен профессиональный праздник российских предпринимателей. К этой дате представители малого бизнеса нашего района, как правило, подводят итоги работы за год, обсуждают свои проблемы и законодательные нововведения, по традиции в это время также называют победителей конкурса «Лучший предприниматель года».

По данным отдела экономики и прогнозирования администрации района, в 2017 году инжавинский малый и средний бизнес насчитывал 106 предприятий со среднесписочной численностью работников 1231 человек, а также - 421 индивидуального предпринимателя. Благодаря именно малому и среднему бизнесу район вышел на 4 место в области по валовому сбору зерновых, зернобобовых, подсолнечника.

«Каникулы» не для всех

На итоговое совещание инжавинских представителей малого бизнеса приехали специалисты Роспотребнадзора, налоговой службы, Фонда содействия кредитованию малого предпринимательства, Центра кластерного развития Корпорации развития Тамбовской области, которые не только рассказали об изменениях в законе, но проконсультировали предпринимателей по важным для них вопросам.

Например, речь шла о так называемых надзорных каникулах: три года назад был вынесен временный запрет на проведение проверок предприятий малого бизнеса, имеющих надёжную репутацию (то есть тех, кто ранее не допускал нарушения законодательства) - с целью снижения административного давления на них. Так, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки предпринимателей, за исключением тех, кто занят в сферах здравоохранения, образования и социальной. «Каникул» не будет у того, кто в течение предыдущих трёх лет подвергался административному наказанию за грубые нарушения, дисквалификацию или был лишён лицензии. Подобные нарушения фиксируются в прокуратуре, и если правоохранители сочтут доказательства «вины» убедительными, предприятие будет подлежать проверке.

В прошлом году в нашем районе было проведено 22 внеплановые проверки малого бизнеса, в основном - с целью контроля реализации мяса и мясных продуктов, промышленных товаров. Выявлено около сотни нарушений санитарных требований, составлено почти три десятка протоколов, назначено 17 штрафов. В нынешнем году, как прозвучало на встрече-совещании, Роспотребнадзором будут проводиться контрольные закупки - без предварительного уведомления предпринимателя, в присутствии двух понятых, с применением видеозаписи или фотосъёмки.

Ещё одно законодательное нововведение вступило в силу с января нынешнего года: существенно изменился подход к плановым проверкам в сфере труда - федеральный государственный надзор теперь носит риск-ориентированный характер. Каждое предприятие, организация, учреждение отнесено к определённой категории риска: высокого, значительного, среднего, умеренного или низкого. В зависимости от присвоенной категории будут проводиться плановые проверки: на предприятиях категории высокого риска - 1 раз в 2 года, значительного риска - 1 раз в 3 года, среднего - 1 раз в 5 лет, умеренного - 1раз в 6 лет, низкого - плановые проверки проводиться не будут.

Кассовые аппараты: можно компенсировать расходы

С июля нынешнего года налогоплательщики ЕНВД и патентной системы налогообложения, которые занимаются розничной торговлей и общественным питанием с привлечением наёмных работников, должны будут применять контрольно-кассовые аппараты. На год это нововведение отсрочено для тех, у кого нет работающих по найму. Однако надо иметь в виду, что если предприниматель в этот период заключит хотя бы один трудовой договор с работником, он потеряет право на эту отсрочку. Стоимость кассовых аппаратов для бюджетов некоторых мелких предпринимателей значительна, поэтому им предлагается воспользоваться возможностью вернуть себе часть расходов на технику (налоговый вычет), при условии, если она была своевременно зарегистрирована.

Для предпринимателей из населённых пунктов, где есть сложность с интернет-связью, прозвучала актуальная информация: им подключение к сети Интернет и передача данных с кассового аппарата в режиме онлайн не требуется. Кроме того, на сайте администрации области опубликован большой список труднодоступных населённых пунктов, где предприниматели могут вообще не применять контрольно-кассовую технику.

За помощью - в Центр кластерного развития

В Тамбове несколько лет назад была создана Корпорация развития области, где малому бизнесу помогают реализовать идеи на практике. В Корпорации есть структурное подразделение - Центр кластерного развития, специалисты которого занимаются разработкой различных бизнес-проектов, дают профессиональные консультации, продвигают бренды и продукцию на рынке, оказывают правовую помощь предпринимателям. Центр - это своего рода организация «единое окно» для представителей малого предпринимательства Тамбовщины, где в одном месте собраны специалисты всех сфер деятельности, которые могут понадобиться предпринимателю.

Часть услуг предоставляется Центром на основе софинансирования. К примеру, за составление специалистами бизнес-плана Центр развития заплатит 80 процентов его стоимости, а предприниматель - только 20 процентов. Правда, прежде из списка желающих получить такую услугу выберут тех, чьи проекты наиболее соответствуют интересам развития Тамбовщины - Корпорация финансово опирается на областные программы.

Есть в Центре кластерного развития и Фонд содействия кредитования. Основное направление его работы - это поручительство за предпринимателей по кредитным договорам. То есть, при оформлении кредита самому предпринимателю нужно предоставить финансовое обеспечение кредита в размере от 30 до 50 процентов, а за оставшуюся сумму возьмёт на себя ответственность Фонд - за небольшое, по словам его представителя, вознаграждение. Значимость работы Центра кластерного развития специалист этого подразделения Дмитрий Зуйков обозначил как рычаг для успехов малого бизнеса Тамбовщины.

Лучшие предприниматели года

При подведении итогов конкурса «Лучший предприниматель 2017 года» районная комиссия учитывала не только производственные показатели конкурсантов, но и их участие в жизни района, оказание благотворительной помощи в различных социальных проектах, людям, школам, медицинским учреждениям.

После учёта всех критериев лучшими предпринимателями 2017 года среди участников районного конкурса названы глава КФХ Владимир Великанов (производство зерновых и технических культур) и индивидуальный предприниматель Василий Слободянник (ремонт электрооборудования).

Благодарственные письма администрации района за вклад в развитие предпринимательской деятельности в районе вручены руководителям индивидуальных предприятий Сергею Грачёву, Алексею Егорову, Илье Майчак, Сергею Стебенькову, Надежде Колгановой, Владимиру Лапшеву, а также гендиректору ООО «Топаз» Вере Гавриловой.

Автор:Елена ШАРОВАТОВА. Фото автора