Лента новостей
Статья14 мая 2018, 10:20

Пайщик земли – главная фигура на селе

Пайщик земли – главная фигура на селе

Вот какое письмо от пайщиков села Сукмановки пришло в нашу редакцию в конце апреля:

«Статья в газете «Земля – не средство для наживы» от 11 апреля 2018 года нас, пайщиков, порадовала тем, что на территории нашего района пока нет случаев мошеннических способов скупки паев. И нам, владельцам земельных паев, не хочется создавать себе проблемы с продажей их в чужие, незнакомые руки. Мы всегда за тех арендаторов, которые живут с нами рядом, к которым в трудную минуту можно прийти за помощью. Очень отрадно, что в будущем стоимость паев будет возрастать. А вот ежегодный доход за паи много-много лет не пересматривается.

Здесь надо отметить, что пайщиков тоже надо заинтересовывать. Если этот вопрос решить в сторону увеличения, то у многих не возникнет вопроса о продаже паев на сторону. Ведь если людям уделять внимание, то у них появится надежда, что будет еще лучше, еще выгоднее. Хочется, чтобы арендаторы паев услышали голос своих пайщиков».

На страницах газеты мы неоднократно рассказывали о взаимоотношениях пайщиков с крупными арендаторами, такими как ООО им. К. Маркса, ИП глава КФХ И. Антипов, ООО «Савальское» и т. д. В Сукмановке площадь большинства фермерских хозяйств составляет порядка тысячи гектаров. Поэтому мы обратились в отдел сельского хозяйства с просьбой подобрать подобное хозяйство в нашем районе, в котором работали бы с паевой землей. Нам посоветовали фермерское хозяйство Ю. А. Федорова, расположенное в деревне Цветовке, с ним и ведем разговор.

– Юрий Алексеевич, мы едва ли не впервые в вашем хозяйстве. Если можно, расскажите, как случилось, что главный инженер колхоза «Путь Ильича», который проводил на базе хозяйства областные семинары, вдруг стал главой КФХ?

– История долгая. Восемнадцать лет назад, в 2000-м году, прежнее руководство района рекомендовало мою кандидатуру на пост председателя колхоза «Правда» в селе Пичаево. Начиналось там все неплохо. Мы провели ряд собраний, на которых решили заработанные средства распределять следующим образом – по 25% на четыре основные статьи расходов: зарплату, налоги, долги и развитие основных средств производства. Нам удалось отсеяться и провести все уходные работы в оптимальные сроки, но во время уборочной колхозники, вопреки всем ранее достигнутым договоренностям, стали выдвигать дополнительные требования по оплате труда в виде натуральной оплаты: зерна, комбикорма или наличных. На все апелляции к ранее достигнутым соглашениям люди заявляли, что «так у них заведено». Работать в таких условиях я не счел для себя возможным и по окончании года сложил с себя полномочия председателя. Кстати, итоги года для хозяйства были очень неплохими. Мы первыми в районе закончили уборочную, провели осеннее-полевые работы, выплатили текущую зарплату и снизили задолженность по ней на 70 процентов.

В течение нескольких лет мне пришлось заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, до 2004 года, когда на грани развала оказался мой родной колхоз, в котором я отработал многие годы. Люди стали обращаться с предложениями забрать их паевые земли. В итоге мы вместе с десятью моими единомышленниками, не имея на тот момент ни средств, ни техники, вышли из колхоза, набрали паевой земли и начали ее обрабатывать.

– Как можно обрабатывать землю, не имея техники и средств? Вам пришлось брать кредит?

– Насчет кредитов у меня принципиальная позиция еще с председательских времен. Я решил для себя – не занимать деньги у наших банков. И выход из ситуации мы нашли в следующем: во-первых, каждый из десяти работников хозяйства на собственные средства приобрел списанный трактор и сам его отремонтировал. Сразу оговорюсь, что впоследствии все они продали технику и уж точно в накладе не остались. А земли, которые на тот момент мы не могли обрабатывать, сдали в субаренду с последующим их возвратом. Этот шаг, в свою очередь, принес нам средства, которые позволили нам жить и развиваться.

– Как обстоят дела в хозяйстве на настоящий момент?

– На сегодняшний день мы полностью обеспечены техникой отечественных и белорусских производителей, у которой, по моему мнению, идеальное сочетание цены и качества. У нас есть своя база с весовой, складами и средствами подработки зерна. Количественно наш коллектив не изменился, просто на смену пятерым товарищам, ушедшим на пенсию, пришли их родственники, а пятеро моих коллег трудятся в хозяйстве до сих пор. Выделить кого-то трудно, но особо отмечу вклад в развитие хозяйства моего заместителя С. Вашуркина и человека, который пришел к нам недавно и был далек от сельского хозяйства, однако быстро сумел освоить всю сельскохозяйственную технику и сейчас показывает высокие достижения в работе, – это С. Казарян. Что касается заработной платы, то с учетом того, что растениеводство – сезонная отрасль сельского хозяйства, и люди заняты 6 месяцев в году, мы могли бы выплачивать по 30 тыс. руб., однако по договоренности с работниками мы платим по 15 тыс. руб. ежемесячно на протяжении всего года. также наши рабочие пользуются всеми социальными льготами, предусмотренными в хозяйстве.

– Сколько сейчас у вас паевой земли и пайщиков? И как складываются с ними отношения, особенно в свете того, что по району начинается скупка земельных паев?

– В хозяйстве 225 земельных паев и более полутора тысяч гектаров земли, и мы твердо уверены, что наши пайщики от нас не уйдут. До недавнего времени мы выдавали на пай одну тонну зерна, мешок сахара и десять литров подсолнечного масла, также мы обрабатываем земельные участки наших пайщиков собственной техникой, засеваем их собственными же семенами, даем комбайн для уборки зерна и оказываем всяческую помощь. В ближайшее время мы намерены заключить дополнительные соглашения и увеличить выдачу зерна до полутора тонн. Все остальные выплаты и социальные обязательства остаются неизменными. Думаю, в том, что на территории района ведут свою деятельность хозяйства различных форм собственности, в том числе и крупные корпорации, есть и определенные положительные моменты как для пайщиков, так и для арендаторов. Для фермерских хозяйств это создает определенную конкуренцию, которая является дополнительным стимулом для дальнейшего развития и поиска нестандартных решений в сфере сельскохозяйственного производства.

Например, наше хозяйство не только увеличивает выплаты за аренду паев, но и ведет переговоры по покупке пустующих животноводческих корпусов во 2-й Федоровке, где в дальнейшем мы собираемся заниматься кролиководством и разведением овец. По предварительным расчетам большой прибыли это не принесет, но поможет занять наших работников в межсезонье и создаст дополнительные рабочие места для жителей села.

Для пайщиков это не только повод требовать увеличения арендной платы за землю, но и причина задуматься, что реально для людей делают хозяйства различных форм собственности. Думаю, тут не все так однозначно, и не всегда большая арендная плата или цена за пай приносит наибольшую выгоду. Считаю, что если бы жители Пичаево, Цветовки, 2-го Савальского и многих других населенных пунктов, поблизости от которых находятся свинарники, имели возможность повернуть время вспять, то наверно ни за какие деньги не продали свои паи, а может быть, и отдали свои личные средства, лишь бы не ощущать тех "ароматов", которые оттуда доносятся.

– Юрий Алексеевич, знаю, что ваше хозяйство практически с самого его основания проводит активную социальную политику. Вы помогаете органам местного самоуправления и лично главе сельского совета С. А. Игумнову практически во всех вопросах жизни села, тот же традиционный футбольный турнир памяти вашего земляка, полного кавалера орденов славы М. С. Налетого вы финансово поддерживаете на протяжении 11 лет с момента основания. дороги, плотины, памятники, сельский дом культуры – практически любой социально значимый объект на территории сельсовета не остается без вашего внимания, чем это вызвано?

– Я родился, вырос и прожил всю свою сознательную жизнь в деревне Цветовке, в полях знаю каждую лощину и холм, в деревне – каждого жителя. Мои родители и наставники меня так воспитали, и по другому поступать я просто не могу.

Автор:В. Зингер. Фото автора