Лента новостей
Статья14 мая 2018, 10:16

Забытый быт русской деревни

Забытый быт русской деревни

Наша жизнь стремительно меняется, в ней много места занимают достижения научно-технического прогресса, заимствования из других цивилизаций - как западных, так и восточных. Мы живём комфортнее, физический труд занимает в нашей жизни гораздо меньше места, чем раньше, у нас появляется больше свободного времени. Но значит ли это, что наше не столь уж далёкое прошлое было беспросветным и безрадостным? Конечно же, нет! Хоть жизнь была и трудна, но она была размеренна, предсказуема. В ней хватало места всему: и праздникам, и работе. Безусловно, было больше живого общения, душевного тепла, соприкосновения с традициями. Одним словом, того, что составляет душу русского народа, наш менталитет, в котором истоки высокой духовности и нравственности. Поэтому мы должны знать свои корни, традиции и культуру народа, передавать всё это богатство нынешнему поколению. Итак, каков же был повседневный быт людей, живших в конце 19 – начале 20 века? Об этом можно узнать в музее крестьянского быта Мутасьевской школы.

Начнём с хлеба. Ведь хлеб – всему голова! Но труден был путь хлеба на стол! Выращенный урожай зерновых культур (хлебов – как раньше называли) жали серпом, или косили косой, на которую прикрепляли крюк, чтобы рядки не разваливались и лежали кучнее, затем вязали в снопы, которые вывозили на гумно. Если хлеб оказывался влажным, его сушили в овинах – специальных сушильнях. В земле рыли глубокую яму, над ней устанавливали бревенчатый сруб с решетчатым настилом, раскладывали снопы, а в яме разжигали огонь. Сушка снопов в овине требовала большой осторожности. Чуть что – вспыхивал овин, словно свечка, сгорали и постройка, и хлеб.

Подсушенные колосья обмолачивали на току – утрамбованной земляной площадке под открытым небом. Снопы раскладывали в два ряда колосьями внутрь и били цепом – нехитрым орудием с длинной деревянной рукоятью, к которой на ремне подвешивали било – тяжёлую палку с округлым утолщённым концом. Она-то и выбивала зёрна из колосьев.

После обмолота солому убирали, но не выбрасывали – в практичном крестьянском хозяйстве ничего не пропадало, всё шло в дело. Соломой крыли крыши, ее добавляли в корм скоту, расстилали для чистоты и тепла в хлеву. Да и сам крестьянин спал не на перине, а на соломенном тюфяке. Самодельными вилами укладывали снопы на крышу и подавали сено для завершения больших стогов или скирдов сена.

Зерно после обмолота сгребали в кучу. В ней оставалось много мусора – частицы соломы, колосьев, пыль. Для очистки зерно веяли: подбрасывали лопатой вверх на ветру, и мусор сдувало прочь. При этом лучшее, более крупное и тяжёлое зерно падало ближе к веяльщику. Его-то и откладывали на будущий сев.

На этом заготовка хлеба заканчивалась. Оставалось заложить зерно на хранение в амбары. Будут полны закрома – спокойно перезимует крестьянин, не хватит зерна до будущего урожая – придётся по весне добавлять в хлебную муку жёлуди и лебеду.

* * *
Но не только работой на земле жил крестьянин. Не меньшей заботы требовал скот. В крестьянском подворье были и коровы, и лошади, и овцы, и птица. Из овечьих шкур шили тёплые тулупы, а шерсть шла на вязание носков, варежек, кофт.

Вечерами девушки-подружки собирались в чьей-нибудь избе со своими прялками и куделью. Рассаживались по лавкам на донца прялок, а кудель пристраивали к вертикальным лопастям. Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой – вращала веретено. Оно кружилось, словно волчок, скручивая прядево в нить и наматывая его на себя. Прядение – работа скучная, однообразная, но в компании, за песней или беседой время пролетало незаметно. На такие посиделки нередко заглядывали парни, развлекали девушек разговорами, шутками, а сами присматривали себе невест.

К Масленице прядение старались закончить. Существовала даже традиция на масленичной неделе кататься с ледяных гор на ставшей ненужной прялке. Но обычно прялку берегли и передавали по наследству. Нередко ее делал жених в подарок невесте. Такую прялку украшали нарядной резьбой и росписью.

Когда прядение было закончено, принимались ткать холсты. Из сарая в избу на несколько недель переносили ткацкий станок. Длинные полосы сероватого льняного полотна, сотканного дома, вымачивали в воде и расстилали на лугу, отбеливая на солнце. Готовую материю после беления кроили и из нее шили крестьянские рубахи, портки, юбки.

В деревянных корытах стирали белье, а вальками выбивали, стирая бельё в реке, платяных вшей. При помощи рубеля гладили бельё, намотав его на валёк. Позднее стали использовать чугунные утюги, в которые клали горячие угольки, чтобы утюг был горячим.

* * *
В музее крестьянского быта Мутасьевского филиала есть образцы женской и мужской одежды. Одежда сшита своими руками из натуральных тканей: хлопка и льна, шерсти. Как правило, женщины носили кофты и длинные юбки, на головах – платки: ситцевые, сатиновые, шерстяные. По праздникам – яркие, нарядные, по будням – тёмные, немаркие. Кожаные сапожки обували по праздникам, в слякоть носили симпатичные резиновые ботинки, в летнюю жару удобно было работать в лаптях. Обувь эта считалась незаменимой в деревне – удобная, лёгкая, дешёвая. Единственный недостаток – непрочная. В страдную пору, когда ноги не знали покоя, лапти изнашивались быстро. Это только кажется, что изготовление лаптей - дело нехитрое. Хороший мастер за день мог сплести не более двух пар.

Для одной пары лаптей обдирали три – четыре молодых деревца липы. Лыко вымачивали в воде, затем выпрямляли, снимали верхний слой. Луб нарезали узкими длинными полосками и, приладив к деревянной колодке, пускали в дело с помощью кочедыка – инструмента наподобие кривого шила. Настоящий мастер делал такие лапти, что можно было и по болоту ходить – не промокнут. Кроме лаптей, хозяин плёл из лыка лукошки для ягод, кузова для грибов, короба для хранения различных продуктов и вещей.

* * *
Мужчины отдавали предпочтение кожаным сапогам. Их наличие говорило о достатке семьи. Пока зимними вечерами хозяин плёл из лыка, жена шила льняную рубаху. А сколько труда надо было вложить, чтобы подготовить полотно! Стебли льна дёргали руками вместе с корнем, молотили цепами для удаления семян. Лучшие из них шли на сев, из остальных добывали льняное масло. Но самое ценное – льняное волокно – содержалось в стебле.

Добыть его не так-то просто: лён две – три недели вымачивали в воде, затем просушивали. Стебли мяли, трепали, удаляя костру – древесную их часть, чесали гребнями. В результате получалась мягкая, пушистая кудель – сырье для прядения. Из нее-то девицы и пряли пряжу вечерком.

Мужчины носили рубахи свободного покроя, порты – широкие штаны, зимой – тулупы и меховые шапки.

Венец – свадебный головной убор невесты. Его делали из вощёной бумаги и парафина. Причём листочки цветов венца всегда были зелёные, а цветы, как правило, белые. Платье у невесты было недлинное и не обязательно белое, могло быть и из цветного материала (миткаля, штапеля, крепдешина) с рисунком. В таком убранстве невеста была очень красива. Ну, а жених облачался в костюм, который покупался именно к свадьбе и был единственный на всю жизнь.

Какая свадьба без музыки, частушек и песен! Бубен, балалайка, гармонь – непременный атрибут сельской свадьбы. Вообще, к одежде относились бережно, так как покупали ее нечасто, праздничную одежду матери часто передавали своим дочерям. Мода в крестьянской среде не менялась, да и праздников было намного меньше, чем трудовых будней, одежда не успевала изнашиваться. Вот такая нелёгкая, но в то же время интересная была жизнь у наших предков.

Автор:Г. Турапина