Лента новостей
Статья16 мая 2018, 06:00

Негативы семьи Бенкендорф

Негативы семьи Бенкендорф

Наряду с традиционными коллекциями предметов искусства, культуры и быта, документов и фотоматериалов, есть необычные, такие, как, например, негатека. Негатека – это собрание негативов. Для музея иметь негатеку – большая редкость. Негативы вышли из современного использования, и, безусловно, являются памятниками прошлого, значимыми объектами музейного собирательства.

Негатека моршанского музея, сформированная его основателем и первым директором П.П.Ивановым, содержит чуть менее 1000 пластинок на стекле XIX-XX веков разных размеров от 6х4,5 до 24х18 сантиметров, русских и иностранных производителей, а также два десятка фотопластинок на гибкой основе XIX- начала XX столетий и фотопленки 2-й половины XX века.

Негатив в переводе с латинского означает отрицательный. Он представляет собой обратное по тональности и зеркально повернутое изображение снимаемого предмета. Негатив позволяет увеличивать и тиражировать позитивные изображения. До изобретения негатива англичанином Тальботом в 1835 году, фотография изготавливалась в единственном числе на серебряной пластине сразу в позитивном изображении, которое можно было рассмотреть в определенном свете.

Уильям Генри Фокс Тальбот в качестве носителя изображения использовал бумагу. Процесс был дорогим и трудоемким. Так как бумага имела неоднородную основу, изображение получалось нечетким, с размытыми деталями. Французский изобретатель Ньепс де Сен-Виктор в 1847 году усовершенствовал негативное изображение, введя в фотографию первые фотопластины на стекле. Сначала пластины имели мокрое фоточувствительное покрытие. Время их применения и удобства использования были ограничены.

Позднее возникли так называемые сухие фотопластины. Они завоевали большую популярность, позволяя ускорить процесс фотосъемки, сделать его более дешевым и удобным. Негативы на стекле отличались способностью воспроизводить мельчайшие детали, высоким качеством получаемой картинки: четкостью, ясностью и чистотой изображения. Фотография поднялась до уровня искусства (возникло художественное фото), стала обязательным участником всякого рода научных исследований (научная фотография), вошла в повседневный быт людей. С середины 1890-х годов стали производить репортажную съемку, запечатлевая в фотографии важные события жизни общества. В России первые фабрики популярных сухих фотопластин появились в 1886 году («Ирис», «Вся Россия», «Победа»).

* * *
В нашей негатеке есть пластины, изготовленные иностранными фирмами, в частности, прославленной лондонской фабрикой Илфорд, заложенной в 1879 г. Иностранные негативы, составляющие большую половину всей коллекции, принадлежали знаменитой в Моршанском крае фамилии Бенкендорф, владельцам образцового имения Сосновка. Негативы были обнаружены в недрах музейных подвалов под газетной макулатурой, которую начали разбирать в связи с работами по реконструкции музея. Темные стекла, складированные в большой деревянный ящик, оказывали магическое воздействие. Очень хотелось посмотреть, какие тайны и секреты в них заключены.

Негативы имели разную сохранность. Некоторые из них были разбиты, на других отслоилась пленка, какие-то были засвечены, но другие имели идеальную четкость и сохранность. Пластины были бережно разобраны и разложены в отдельные конверты, с учетом возможности их будущей реставрации. Для того, чтобы увидеть картинку, необходимо было перевести негативы в цифровое изображение, затем при помощи компьютерного графического редактора из негатива получить позитив. Специальной аппаратуры для оцифровки негативов в музее нет. При сканировании изображение получалось черным. Но огромный интерес к заключенной в негативах информации сыграл свою роль, способ был найден! Белый экран монитора, на который можно поставить стеклянную пластину, оказался идеальной подсветкой, позволяющей сделать четкую фотографию негатива. Дальнейшее было делом техники. Совершалась настоящая магия, когда на экране монитора темные негативы стали превращаться в барышень, идущих по лестнице или читающих книгу на скамейке экзотического сада, вяжущую почтенную даму в роскошном интерьере дворца, малышку в чепчике с огромными кружевами, выглядывающую из плетеной коляски…

Расшифровка негативов показала, что это частная любительская съемка, запечатлевшая различные моменты из жизни семьи Бенкендорфов: родителей и детей, родственников и гостей, слуг и крестьян, и даже коров, домашних собак и утят; пикники на природе и игры в бадминтон, катания в лодке и в коляске, на качелях и на пони, зимние гулянья, отдых на морском курорте. Внимание фотографа привлекали интерьеры усадебного дома и парка, сельские пейзажи и военные учения, архитектура городов Западной Европы и традиционные костюмы их жителей.

Активная жизнь в Сосновке началась в 1880-е годы. Тогда в имении проживали Наталия Филипповна (урожденная принцесса фон Кроа), вдова Константина Константиновича Бенкендорфа, племянника знаменитого шефа жандармов Александра Христофоровича, и ее дети Павел и Александр с женой Софьей Петровной (урожденной Шуваловой). Сосновка перешла по наследству к Александру Константиновичу, и он начал ее преобразование в образцовую усадьбу. В 1880 году у Александра Константиновича и Софьи Петровны родился первенец – сын Константин, затем на свет появляются Петр и Наталия. Александр Константинович состоял в ведомстве иностранных дел, работал в Риме, Вене, Копенгагене и Лондоне. В распоряжении Бенкендорфов находились лучшие достижения европейской фототехники. Предположительно фотографированием увлекался брат Александра Константиновича, Павел.

* * *
Коллекция негативов семьи Бенкендорф стала настоящей сенсацией в области истории, культуры и краеведения. Стеклянные пластины были доставлены в музей из разграблявшейся Сосновки в 1918 – 1920-х годах П.П.Ивановым, по-видимому, тогда-то они и были спрятаны в подвал. Советская власть считала фотографию мощным средством пропаганды, и, узнав о существовании негатеки (источника тиражирования изображений), рассказывающей о счастливой жизни графской семьи с ее простыми человеческими радостями, уничтожила бы ее.

* * *
Несмотря на то, что уже в конце XIX столетия в результате многочисленных экспериментов были созданы фотопленки на гибкой основе – более надежном и долговечном материале, негатив на стекле в нашей стране широко использовался до 1940-50-х годов. После установления Советской власти фотографической промышленности уделялось особое внимание. Производство фотопластинок было восстановлено в 1922 году, когда начала работу первая советская фабрика «Аэрофото». В 1925 году на основе дореволюционного производства была налажена работа фармзавода им. Семашко. Заводы располагались в Москве и выпускали достаточное количество пластин хорошего качества.

Пластины первых советских заводов представлены в негатеке музея коллекцией 1900-30-х годов, комплектовавшейся Петром Петровичем Ивановым из фондов фотомастерских Моршанска, а также собственных рабочих материалов. У этой коллекции сложилась своя судьба. В большей своей части она была сохранена работником музея В.В.Байгузовым и благодаря его заботам почти полностью находится в идеальной сохранности. Коллекция содержит редкие и уникальные виды улиц и зданий Моршанска, его окрестностей, первые экспозиции и экспонаты Моршанского историко-археологического музея, портреты его сотрудников, научную фотографию археологических экспедиций П.П.Иванова, зафиксировавшую археологические памятники, ход ведения раскопок, археологические артефакты.

Если негативы на стекле в настоящее время сохранились в музейных и научных фондах, в среде коллекционеров, то фотопленка в основной своей массе находится в домашних архивах. Фотопленка – гибкая прозрачная основа, на которую нанесен сверхчувствительный эмульсионный слой, имеющая раскадровку строго определенного размера (общепринятые пропорции соотношения сторон фотографии 2:3 и 3:4) и специальные отверстия (перфорацию) для продвижения ленты. Фотопленка - ведущий источник хроники советского общества.

* * *
Основанная П.П.Ивановым негатека музея, находившаяся более полувека в забвении, в настоящее время приобрела особую актуальность. Ее необходимо пополнять новыми раритетами - фотопленками из домашних архивов. Музей с благодарностью примет в дар от населения семейные фотопленки. Для изучения истории и культуры края они являются ценнейшим материалом, живо, ярко и красочно рассказывая о жизни моршанцев в XX веке. Не выбрасывая старые фотопленки, а принося в музей, их владельцы не просто внесут вклад в пополнение «хранилища времени», но и получат возможность запечатлеть в истории бытность своей семьи. Может быть, в недалеком будущем чья-то семейная фотохроника войдет в экспозицию фотовыставки, станет таким же уникальным источником изучения советского общества, каким для нас является негатека Бенкендорфов. Добавим: фото для статьи публикуются впервые.

Автор:Л. Григорьева