Лента новостей
Статья11 мая 2018, 15:56

«Я вернусь, чтобы проститься»

«Я вернусь, чтобы проститься»

Организованный в рамках реализации регионального проекта партии «Единая Россия» с громкоговорящим названием «Историческая память», он собрал вместе участников поискового движения, родственников павшего воина, ребят из Сатинской и Серединовской школ, представителей муниципальной власти, духовенства, военного комиссариата по Знаменскому и Сампурскому районам, творческих и социальных работников, и просто не равнодушных к истории Отечества людей...

Корни утеряны?

Духовному возвращению бойца на малую родину предшествовала достойная пера сценариста история. Проживающий в Смоленске пенсионер, вспоминая о послевоенном детстве, рассказал командиру поискового отряда «Серп и молот» Сергею Авраменко такую историю: «Раз в год, в мае, жители Кряково выходили на холм за деревней, молились там, возлагали цветы и просто молчали…»

Когда дядю Женю, так звали рассказчика, привезли на место не существующей ныне деревни, он долго не мог сориентироваться на заросшей кустами и деревьями местности, и целый час искал заветный холм.

Сергей Авраменко и его товарищи прекрасно понимали, что поиски захоронения могут растянуться на многие дни и даже недели, но произошло самое настоящее чудо: первый же запущенный в землю щуп «просигнализировал» о находке.

Всего, по словам сыгравшего в этой истории одну из ключевых ролей специалиста Бахаревского сельсовета, краеведа Валерия Самойлова, из обнаруженного захоронения поисковики четырёх отрядов летом 2016 года извлекли останки 69 бойцов Красной Армии. Ни жетонов, ни смертных медальонов, ни каких-либо других вещей, позволяющих идентифицировать их владельцев, обнаружено не было.

С этого момента началась кропотливая работа в архивах, позволившая не только открыть тайну братской могилы, но и узнать имена 50 похороненных в ней солдат.

Как оказалось, в августе 1943 года у Кряково стоял 105-й передвижной госпиталь, в документах которого и обнаружили схему санитарных захоронений, а также списки упокоившихся там людей.

Почему лишь 50 из 69-ти? Дело в том, что в период ожесточённых боёв санитары нередко выносили в тыл солдат в очень тяжёлом, бессознательном состоянии. И если при них не оказывалось документов, то установить имена и фамилии умерших оперативно было невозможно. При этом, если не оказывалось свидетелей ранения и отправки солдата в тыл, то в списке потерь воинской части он указывался как пропавший без вести…

20 августа 1943 года Василию Борисовичу и Анне Карповне Романовым почтальон принёс казённое письмо, известившее родителей, что их сын Виктор Васильевич Романов «8 августа 1943 года умер от тяжёлых ранений и похоронен в 1 километре юго-восточнее д. Кряково».

Много воды с тех пор унесла в Каспийское море наша голубка-Цна. За семь с половиной десятилетий истерзанная страна залечила свои раны. Подняла из руин города и сёла. Вырастила новые сады. Построила новые фабрики и заводы.

Новые поколения теперь шагают вперёд по дороге жизни. Дороге, в исторической пыли которой совсем затерялся, было, след семьи Романовых. И лишь благодаря счастливой случайности Валерию Самойлову удалось отыскать родственников солдата из Серединовки.

Встретившаяся в очереди к врачу Сампурской ЦРБ уроженка этого села много интересного рассказала краеведу о прошлом малой родины и живших там людях. Вспомнила она и семейство Василия и Анны Романовых.

Атаки яростные те…

Сложив воедино добытые в ходе поиска сведения, удалось вернуть из забвения, сохранить для потомков судьбу ещё одного героя войны, простого крестьянского парня из Серединовки.

Виктор родился в 1922 году в семье простых тружеников полеводов Василия Борисовича и Анны Карповны Романовых и стал долгожданным (первой в 1917 году семью пополнила дочь Евдокия) помощником в тяжёлом хлеборобском труде. Затем ему в подмогу на свет появились Николай (1924 г. р.), Иван (1927 г. р.) и Марья (1936 г. р.).

Будучи отнюдь не «кулаками», Романовы в числе первых в 1929 году вступили в один из созданных в Серединовке колхозов - «Вечерняя заря». Там и трудились вплоть до начала Великой Отечественной войны.

На фронт ушли все трое сыновей: Виктор в 1941-м, Николай – в 1943-м году, а вслед за ним получил повестку и Иван.

Горе дважды резануло сердца родителей. В августе 1943 года почтальон принёс похоронку на Виктора, а в декабре - извещение со страшной строчкой «Пропал без вести» на Николая.

Война пощадила младшего Ивана, вернувшегося в родное село и ушедшего из жизни относительно недавно, в 1998 году.

Смерть сыновей серпом подкосила здоровье Василия Борисовича, упокоившегося на местном погосте в 1944-м. Выплакав слёзы и поняв, что не дождётся средненького Николая, через 11 лет на встречу с мужем и сыновьями ушла Анна Карповна.

Когда по запросу поисковиков в муниципалитете начали поиски родственников павшего воина, то быстро поняли, что в Серединовке таковых не осталось.

Валерию Самойлову повезло больше: он установил, что младшая из Романовых, Мария, здравствует и проживает в Челябинской области. Из Нижнего Новгорода откликнулся сын вернувшегося с войны Ивана, Валерий Ветров, а буквально накануне вечера к его организатору, руководителю исполкома местного отделения партии «Единая Россия» Елене Дудовой обратилась проживающая в Уварово племянница погибшего солдата Татьяна Ивановна Карева. Именно ей вручили медаль «Шагнувши в бессмертие» и землю с места братской могилы.

В скорбную минуту молчания заплакала воском зажжённая свеча. Литию о воинах, погибших на поле брани совершили священнослужители сампурских храмов благочинный иерей Олег Щёголев и иерей Никита Хахин.

Вечер органично продолжили рассказы о деятельности поисковых отрядов – тамбовского «Альтаира» и «Память» из Бахарево. Соответствующую атмосферу ему придали песни военных лет в исполнении народного коллектива «Смородинка», Анастасии Губановой и Алексея Лёвкина, а также выставка артефактов, найденных на месте боёв, в том числе – непосредственно на месте захоронения сына сампурской земли Виктора Романова.

Останки погибших героев Великой Отечественной с отданием воинских почестей были торжественно перезахоронены на воинском мемориале села Алексино – пригороде г. Дорогобуж Смоленской области.

Здесь можно было бы поставить точку, но «Трудовая слава» решила попытаться приоткрыть картину последних дней солдата из Серединовки и ей это удалось.

Журналисты установили, что с 27 июля по 6 августа 1943 года 510-й стрелковый полк, в котором ломал войну Виктор Романов, занимал оборону в Дорогобужском районе Смоленщины по линии Мертищево – роща 600 метров северо-западнее Лущиково и готовился к наступлению на 254-ю дивизию гитлеровцев, успевших за 6 месяцев создать мощную, составленную из трёх линий окопов, проволочных заграждений, минных полей, противотанковых рвов и усиленную многочисленными ДЗОТами оборону.

Лесистая, болотистая местность делала задачу наших батальонов особенно сложной.

Спас-Деменская операция, ставшая частью более крупного наступления наших войск по освобождению Смоленщины под названием «Суворов», началось 7 августа 1943 года. Бойцы 510-го полка поднялись в атаку ровно в 5 часов утра, после артиллерийской подготовки.

Их первый отчаянный натиск оказался успешным. Ворвавшись в траншеи, солдаты 1-го батальона завязали бой в ходах сообщения и очистили от противника первую линию окопов. Немцы в панике бежали, оставляя вооружение, амуницию и продовольствие.

«К 10.00 7 августа, - отмечено в журнале боевых действий 510-го стрелкового полка, - 1 СБ (стрелковый батальон) вышел на восточную опушку леса западнее Мазенки, 3 СБ, подвергаясь частым контратакам с флангов, ведя бой в лесу, значительно отстал от 1 СБ. Соседние части были остановлены в самом начале наступления. Большинство командного состава вышло из строя…»

Мы не знаем, в каком из этих двух батальонов сражался с врагами сержант Виктор Романов. Знаем лишь, что именно в этом бою, 7 августа 1943 года, он был тяжело ранен (скорее всего, осколком мины или снаряда) в левую часть грудной клетки и спустя сутки, в 13.00 часов 8 августа, умер в полевом госпитале от левостороннего гемопневмоторакса (попадания крови и воздуха в плевральную полость).

13 августа наши войска освободили Спас-Деменск, но тяжёлые и кровопролитные бои Смоленской операции продолжались ещё долго - до октября 1943 года.

Автор:Владимир Поветкин