Лента новостей
Статья10 апреля 2018, 11:19

Главное желание

Главное желание
В прошлом номере нашей газеты под этой рубрикой мы публиковали материал об Александре Лежневе, одним из многочисленных талантов которого является и сценический. Большим успехом у староюрьевцев пользовалась его авторская программа «От всей души».
Об одной героине этой программы – участнице Великой Отечественной войны Анастасии Алексеевне Мухортых - Александр Лежнёв написал небольшое эссе в районной газете «Звезда» в 1983 году. Его мы предоставляем вниманию читателей сегодня.
Главное желание
— Алло! Алло! — Александр Беленов, директор Дома культуры райцентра и препо­даватель музшколы стучит по микрофону, хотя этого делать не стоило, ведь телефонист­ка просила же подождать: будет, обязательно будет связь с Москвой, коли так срочно. Рядом устраивается с магни­тофоном Юрий Текунов, ра­ботник РДК, интересуется:
— Ну что там?
Там пока молчат.
— Неужели дома нет?!
Вполне возможно. Тот, с кем им предстояло вести разговор, человек военный. Подполковник. Вдруг учения какие или ещё что там?!
— Москва, Москва! Ответь­те Староюрьеву.
И вот он, подполковник Мухортых, известный у нас больше как Слава Мухортых, слушает вниматель­но — сон как рукой сняло. На­до же: в Староюрьеве будет через день программа «От всей души». Удивительно! Не удивительно, что мама одна из героинь её. Юра нажимает кнопку магнитофона — пошла запись. Сын из ночной столи­цы передаёт маме сердечные поздравления и пожелания самые наилучшие, как всегда делали и будут делать сы­новья. Но мама, Анастасия Алексеевна Мухортых, что живёт на улице Советской в деревянном под цвет майско­го буйства зелени домике, пока ещё ничего не знает. Не будет знать до того момента, когда, сидя за низеньким столиком на сцене РДК, седень­кая и с бегущими по морщи­нистым щекам слезами, она, взяв в руки микрофон, не скажет:
— Пусть всегда будет на земле нашей мир! Как мы, фронтовики, ждали день По­беды... Я помню отлично 9 мая 1945 года.
Вот тогда Текунов поставит на магнитофон ленту с запи­сью праздничного поздравле­ния, и все услышат: «Доро­гая мама!...». А она сидела и никак не могла поверить, что это Слава говорит. Надо же! Хоть бы предупредили! Да, говорит Слава — сын фронтовички, ефрейтора запаса, сын, выб­равший профессию — защи­щать Родину, чтобы был на земле мир всегда. Как этого хочет мама. Как этого хочет он сам. Его девчонки малень­кие. Все в стране советской хотят.
...Кто-то очень здорово ска­зал: «В судьбе страны - судь­ба людей». Да, старшее по­коление прошло через рево­люцию, горнило гражданской войны, строило Днепрогэс, Московское метро, заводы, осваивало технику. По судь­бам старшего поколения прошла и Великая Отечест­венная война.
Перед войной Анастасия Алексеевна трудилась в рай­онной библиотеке. Здание крохотное, низенькое, арен­дованное во временное поль­зование. Дверь хлопает чуть ли не каждую минуту, и сча­стливый человек выныривает из полутьмы на свет, держа в руках томик Пушкина или Достоевского, Лермонтова или кого-то из современников. Читателей было столько в то предвоенное время, что книг не хватало. Анастасия Алек­сеевна, тогда молоденькая культпросветработница, стре­милась никого не обидеть, чтобы каждый с книгой ушёл. Не всегда удавалось это по простой причине — фонд был маленький. Тогда решили: пусть каждый читатель по ме­ре возможности из дома в общее пользование по книге принесёт. Сказано — сдела­но. Вскоре стало тесно кни­гам на полках. Только после того чёрно-кровавого июнь­ского воскресенья 1941 года поредел значительно чита­тельский строй: с повесткой военкомата покидали село староюрьевцы. Но работы у Анастасии Алексеевны мень­ше не стало. Отправлялись библиотекари в поле и с книгами, и без них, делали все то, чем занимались колхозни­ки. А когда стали появляться в райцентре эвакуированные, встречали их и расселяли по квартирам. В госпиталь ходи­ли. И слово Ленина, слово правды несли в массы. Суро­вую правду о жестокой войне несли.
Как-то в солнечный мартовский день большую группу комсомольцев вызвали в рай­онный комитет комсомола. Двадцать девушек явилось. Речь шла о том, как трудно даётся нам, народу советско­му, победа. Тогда все эти девчата, в недалеком прош­лом школьницы, встали и попросили присутствующего на этом собрании военкома отправить их на фронт. 10 марта 1942 года собрала и Ана­стасия Алексеевна нехитрые вещи – и в путь!
До свидания, село родное, край ты наш Староюрьевский песенный. До встречи, голубая река! До свидания! А бу­дет ли оно, это свидание? Не всем суждено вернуться сю­да, не всем. Вот и надо ска­зать: прощай! Навсегда прощай и прости, что короткой жизнь оказалась, что ничего полезного для тебя сделать не смогла, не успела. А смерть за Родину?! Смерть за Родину — долг. И все же - до свидания... Наверно, так думала в то утро наша героиня. Наверно, так думали и подруги её, кто вскоре возь­мёт в руки автомат.
Оказались они на Рязанщине. Тут и форму получили, и присягу приняли, освоив азы воинской специальности.
Стала Анастасия Алексеев­на наблюдать за небом, голос неба слушать: какой самолет — наш или вражеский — приближается. Службу девчата несли по очереди. Днем — на вышке, ночью в - котловане. И вышки, и котлованы светлокосые солдаты строили сами: мужчин рядом не было.
Да, задача у них самая простая: засечь фашистский самолёт и срочно передать сведения по линии. И если падают бомбы, горит под ногами земля, ты, воин, Красной армии, не имеешь права покинуть пост. Никого не интересует, что ты вчерашняя школьница. И они, закрыв от страха глаза, продолжали слу­шать небо и вздыхать, ойкать при каждом разрыве. Голос военного неба Анастасия Алексеевна Мухортых никог­да забыть не сможет. Он во­шёл и живёт в каждой кле­точке её тела.
В ту ночь (а это было уже под Смоленском) Анастасия Алексеевна услышала шаги по шоссе и голоса. Окликнула:
— Стой! Кто идёт?
Те остановились, тихонько один из них проговорил:
— Правильно сказали, что в Советском Союзе уже девчата воюют.
Анастасия Алексеевна дала сигнал тревоги. Выбежали та­кие же, как и она, девушки. Так были арестованы дивер­санты, засланные фашистами.
Многое помнится вчерашнему бойцу Красной Армии. Ес­ли исчезала связь, они шли и искали неисправность. По коле­но в снегу, по грязи, в весен­нее половодье (и всё это под орудийные раскаты оглуша­ющие) шли они вперёд, чтобы была связь, чтобы можно было сразу же передать информацию о появив­шемся в их зоне фашистском лазутчике-самолёте. Многое помнится вчерашнему бойцу Советской Армии. И Днепр, воспетый Гоголем, и смерть подруг, и радость того, как слушали Москву, как узнали о победе.
Тот день 9 Мая 1945 года Анастасия Алексеевна будет помнить всегда. В тот день она впервые за многолетнюю службу в армии нарушила Устав: оставила пост. Остави­ла потому, что услышала о капитуляции фашистской Гер­мании и торопилась сообщить подружкам и начальству, за­нимающимся в данное время теорией в блиндаже.
— Да что же вы тут сиди­те, — громко крикнула еф­рейтор Мухортых, высоко под­няв над головой автомат, как знамя. — Мы же победили!
Анастасии Алексеевне сна­чала не поверили. Но потом её, девчонку с Тамбовщины, явившуюся с таким долгож­данным известием, обняли, поцеловали. Плакали все. От радости, что всё позади. От горя, что стольких не досчи­тались хороших парней и дев­чат. И кому они, войны, нужны?!
Здравствуй, родина! Речка, здравствуй! Село мое, здрав­ствуй! Буйствовала зелень, алели тюльпаны, сирень дари­ла свою удивительную красо­ту земле и необыкновенно пахла. И небо было каким-то особым. Всегда так бывает, когда возвращается человек домой. Тем более, после та­ких потрясений Великой Оте­чественной войны.
И снова пришла в библио­теку. Двадцать семь вёсен ещё встретила Анастасия Алексеевна в каче­стве библиотекаря. В 1972 го­ду ушла на заслуженный отдых.
— Пусть на земле нашей всегда будет мир, — говорит А.А. Мухортых. — Иного желания у меня нет.
Другого желания нет ни у кого из тех, кто прошёл су­ровыми дорогами войны.
Другого желания нет ни у кого из тех, кто родился пос­ле 9 мая 1945 года.
Газета «Звезда», 9 апреля 1983 года
Автор:А. Лежнёв