Лента новостей
Статья11 апреля 2018, 06:00

У художника должна быть Родина

Скромно одетый, невысокого роста, седоволосый и, вроде бы, ничем особенно не примечательный внешне, этот человек, с первой же секунды появления перед аудиторией, приковал к себе десятки пар глаз и заставил жадно ловить каждое произнесённое им слово. Таков магнетизм личности Льва Анисова: мощная притягательная энергетика, исходящая из самой его внутренней сущности, способна без особых усилий обратить слушающих в его веру, а оппонентов, если таковые найдутся, безоговорочно капитулировать.

Мудрость писателя, пытливый ум исследователя, непревзойдённые аналитические способности и честная привычка называть вещи своими именами - вот, пожалуй, тот самый стержень, на котором основывается всё его творчество, неизменный интерес к которому не ослабевает на протяжении долгих лет.

Подтверждением тому стала встреча с Львом Михайловичем, которая состоялась на днях в выставочном зале районного краеведческого музея. Говорили преимущественно о художниках, потому что одна из задач, которую ставит перед собой писатель - заново открыть для России имена её великих сыновей, поднявших искусство живописи на недосягаемую высоту.

Совестливостью и поисками правды всегда отличался, по мнению Льва Анисова, русский человек. Главное в нашем народе - это способность к сопереживанию. Это наложило отпечаток и на русское классическое реалистическое искусство. Оно выражает высокий дух народа, которым пропитана вся наша жизнь, несмотря на происходящее в стране. И как бы ни старались сломить этот дух - не удаётся, потому что он праведный - Божий. Русское искусство всегда отличалось от западноевропейского глубоким психологическим содержанием. Именно поэтому, считает Лев Михайлович, мы смотрим на их произведения с интересом, но сердцем не воспринимаем.

"Нам ближе русский характер - яркий, буйный. От отчаяния и грехопадения до необыкновенного взлёта души. Будто Господь дал русским то, чего не дал другим народам: познать и глубину человеческого падения, и высочайший духовный взлёт. Любая картина русского художника либо о Христе, либо об удалении от него. Русская живопись, как и русская литература - пророческая", - написал Л. Анисов в статье о художнике Михаиле Кугаче.

То же самое можно сказать и о простых людях, в которых от природы развито особое отношение к русскому искусству. Если в Лувре на сто посетителей приходится один француз, то в залах Третьяковки можно встретить в основном русских. Причём, возле работ, выполненных в новомодных стилях, особо не задерживаются, зато подолгу стоят перед картинами мастеров. И это не случайно. Лев Анисов комментирует это так: "В народе нашем всегда жило и живёт здоровое начало. Теорий он не знает, а Бога, где он есть, чувствует. Это чисто генетическое явление".

Его приезд на Тамбовщину не случаен - давно собирался. И причин тому несколько. Одна из них заключается в том, что здесь, в Бондарском районе, его корни по линии отца. "Когда приезжаешь в родительский дом, успокаиваешься душой, отряхиваешь с себя суету и проясняешься мыслью, - делится своими наблюдениями писатель. - Большинство из нас волею судьбы - с детства или в зрелом возрасте - начинают понимать: у художника должна быть Родина!"

Лев Михайлович рассуждает так, что человек, находясь в городе среди урбанистических пейзажей, оторван от земли, словно лишён пуповины. А в деревне он чувствует себя совсем по-другому. Здесь он хозяин, и вместо домов-коробок над ним небо и свет - весь этот Божественный мир и красота его в чистом виде.

Лев Анисов много путешествует по России и бывает по-настоящему счастлив, попадая в самые заповедные её уголки. Однажды, попав в одно из таких тихих благословенных местечек, встретил женщину, которая по старинке несла вёдра на коромысле. Спросил её: "Что ж у вас здесь так хорошо?" Та ответила: "Да у нас здесь Божья заводь". Он запомнил.

Примерно такое же впечатление сложилось у него и о Знаменке. Шестьдесят лет назад он впервые услышал о том, что здесь родилась Наталья Гончарова, и вот, наконец, добрался до этого места. Но манило оно писателя не из-за того, что здесь родилась жена Пушкина. Он даже обронил такую фразу: "Ну, родилась и родилась. А потом её совсем маленькой увезли в Полотняный Завод". Особая притягательность Знаменки для Льва Анисова заключается в том, что в здешнем имении по приглашению графа Павла Сергеевича Строганова гостил гениальный художник Фёдор Васильев, воспевший в своих полотнах красоту русской степи. Здесь он ходил, дышал, рисовал, писал восторженные письма друзьям и родственникам - этот факт для исследователя первостепенен.

Не случайно подарками, которые он преподнёс в завершение встречи Знаменскому краеведческому музею, стали редчайшие фотографии, на которых запечатлён Фёдор Васильев, и репродукции нескольких его картин. Также великолепную копию знаменитой картины "Оттепель", выполненную неизвестным художником, подарили музею тамбовские коллекционеры произведений живописи Юрий и Екатерина Носковы.
Автор:Инна ФОКИНА. Фото автора