Лента новостей
Статья5 апреля 2018, 11:08

Валентина Чепурнова: "Плохих учеников у меня не было"

Валентина Ивановна Чепурнова хорошо помнит те времена, когда в сельских школах были парные классы, а в каждом классе - более тридцати учеников. Помнит, как на месте одноэтажных возводились более просторные и высокие учебные заведения. И никогда не забудет, как она - городская жительница - приехала в Нижний Шибряй, чтобы всю свою жизнь посвятить местным ребятишкам…

"Своя окопа"

Валентина родилась в Мичуринске в марте 1934 года. Её отец трудился в заводских цехах, а мама воспитывала четверых детей. Девочке, как и тысячам её сверстников, не посчастливилось узнать все радости беззаботного детства, зато на всю свою жизнь запомнила она гул фашистских самолётов и стон покалеченной взрывами земли:

- Помню вид из окна нашего дома: через дорогу - госпиталь, рядом с ним - казарма. И вся земля вокруг изрыта окопами: как объявят тревогу, все бегут в них прятаться. А у нас с соседями "своя окопа" была: на нашем огороде. Так и стоит перед глазами картина: вокруг всё гудит, гремит, а я бегу к окопу, путаюсь в высоких картофельных кустах. Потом огорода у нас не стало: отдали его под военные полевые кухни. Солдаты жалели нас, детей, сухарики нам иногда давали. Голод страшный был. В селе-то легче: скотина своя, хоть что-то, может быть, с колхозных полей доставалось. А в городе ничего, кроме скудного хлебного пайка.

В 1942 году в дом постучалась беда: похоронка известила о том, что нет больше в семье единственного кормильца…

Сопромат – не главное
В том же 42-м Валя пошла в школу. Учиться ей очень нравилось, а первую свою учительницу она просто обожала, мечтая пойти по её стопам. Не слишком устраивало (хотя и было для тех времён обычным) только одно - раздельное обучение мальчиков и девочек:

- Что в нём хорошего? Вот намечается новогодний вечер, нас на него ведут в мальчишечью школу. Приходим, никого не знаем, стесняемся, какое тут веселье?

Получив аттестат, девушка поступила в педагогический институт на физмат. В ответ на вопрос, чему учили будущих преподавателей, героиня этой статьи качает головой:

- Честно скажу, многому не слишком нужному. Сопромат, диамат… А следовало бы тому, как с детьми обращаться. Была у нас одна студентка - училась хорошо, предмет знала прекрасно, а во время практики выяснилось, что урок провести она не в состоянии. Не умеет классом владеть, дисциплину поддерживать.

Педагогическая практика студентов проводилась на последнем курсе. Первый в своей жизни урок Валентина давала ученикам седьмого класса. Говорит, что особого страха не испытывала:

- Вы знаете, когда урок ведёт студент, школьники особо не балуются. Понимают, что практиканту тоже оценку будут ставить, даже переживают за него. Подбегут потом, бывало: ну что, как всё прошло, что Вам поставили? Неудобство только в том, что детей по именам плохо знаешь, а ребятишкам ведь хочется, чтобы к ним поласковее обращались.

Путь лежал в Шибряй
Наступил день, когда позади остались годы студенчества:

- Пригласили меня место будущей работы выбирать. А выбор-то небогат был: Нижний Шибряй Уваровского района и село Ракша Моршанского. Ни об одном населённом пункте я слыхом не слыхивала, выбирала наобум. А как только в вузе занятия кончились, отправилась посмотреть, где мне с сентября жить и трудиться назначено. На поезд села, поехала, а сама всё боюсь запамятовать, что Уварово и Обловка - это одно и то же.

Прибыв на станцию, девушка растерялась: что делать дальше? Автобусы, как выяснилось, в Нижний Шибряй не ходили. Кто-то посоветовал идти на элеватор: может, окажется там сельская машина. Нет, не оказалось. Язык довёл до базарной площади, где размещалось здание районного отдела народного образования. Заведующий молодую учительницу встретил приветливо и указал дорогу на Нижний Шибряй:

- Так я весь путь от Обловки до села пешком и прошла. Школа к моему приходу была закрыта, пришлось искать дом директора. Ну а директор уж всё устроил: определил меня на постой к хорошим хозяевам, где уже снимала угол одна учительница.

Валентина Ивановна до сих пор с благодарностью и любовью вспоминает педагогический коллектив, который когда-то принял её в свою большую и дружную семью:

- Как ко мне душевно отнеслись! Как к родной. Помогали во всём, и не только по работе. Помню, одна коллега запрещала мне картошку покупать: "У меня её вон сколько, я тебе дам. А поешь, так и ещё принесу!".

В классе сорок человек
Со своими учениками Валентина тоже подружилась быстро:

- Только первый урок провела, к ним вся школа бросилась: какая она, строгая, ругается, из класса выгоняет? Я смеюсь и думаю, кто же это прямо с первого урока из класса гонит? Поладили мы с ребятами. Любимчиков я не держала, кричать не кричала: не люблю шуму-то. А ученики у меня все хорошими оказывались. Плохих я за все 35 лет своей работы в школе не припомню.

В 1956 году Нижнешибряйская школа представляла собой две одноэтажные постройки: каменную и деревянную. Классы были большими, по сорок человек, а классные комнаты недостаточно просторными, и поэтому первые парты стояли почти впритык к доске. Центрального отопления не было, здание обогревали печи, причём в каждом классе была своя. Дверцами печки выходили в коридор, и там вдоль стен всегда стояло множество ёмкостей с углём и дровами. Не было актового и спортивного залов. Физкультурой ребята занимались в длинном коридоре или на улице, а для проведения праздничных вечеров освобождали от мебели какое-либо классное помещение. О начале и окончании урока оповещал звонкий медный колокольчик, воду в школу доставляли вёдрами из колодца, в буфете редко когда появлялось что-то кроме чёрствых пряников, карамели и халвы. Но, несмотря на тесноту и бытовую неустроенность, жизнь в школе кипела:

- Мероприятий проводили множество, дни рождения весело отмечали! Сборы пионерские часто проходили. Каждую неделю в каждом классе выпускалась стенгазета: ох ребята там друг друга "продёргивали"! А наши воскресные лыжные прогулки?! А путешествия?! Я ведь со "своими" детьми где только не побывала! И в Москве, и в Волгограде, и в Краснодоне… Да не по одному разу. А деньги на поездку прежние школьники у мамок и папок не просили. Осенью колхозу помогали и тогда уже уговаривались: заработок до летних каникул сберечь, чтобы на свои трудовые на экскурсию отправиться.

Многое ещё может рассказать Валентина Ивановна Чепурнова. О действующем при учебном заведении интернате, размещённом в обычной, о двух комнатах избе, где проживали ребята из Канина и Лебяжьего. Может вспомнить она, как строилась новая школа и сколько радости было в день её открытия. Есть только одно, чего она не помнит, - не помнит ни одного дня, когда пожалела бы о своём переезде из города Мичуринска в Нижний Шибряй и стала сельской учительницей…
Автор:Олеся Харламова