Лента новостей
Статья28 марта 2018, 10:00

На посту - гидрологи

На посту - гидрологи
23 марта отмечается Всемирный день метеорологии, а в России - День работников гидрометеорологической службы. Наша страна в числе первых вступила во Всемирную метеорологическую организацию. Гидрометеорологический мониторинг в нашей стране начал проводиться после указа императора Николая I - более 170 лет назад.

В нашем городе расположена метеостанция М II "Обловка", при которой действует гидропост на реке Ворона. За изменениями уровня реки на участке в 2 километра уже двадцать лет следит гидронаблюдатель поста Татьяна Егоровна Фролова. Долгое время работал наблюдателем на Вороне Владимир Иванович Беляев. После того, как его не стало, дело принял сосед Владимир Васильевич Фролов, а затем, через год, - его жена, Татьяна Егоровна.

Живут Фроловы в живописном месте - на улице Песчаной, проходящей вдоль берега реки. Поселились Владимир Васильевич и Татьяна Егоровна здесь давно. Долго выбирали место, а это показалось им самым уютным, сразу пришлось по душе: простор, протяни руку - река, за ней красавец лес. Пойма между огородами и рекой каждый год меняет свой облик, то покрываясь сочной травой, одуванчиками, а однажды вся буйно зацвела клевером.

- Для наблюдений нет выходных и праздников, - говорит Т.Е.Фролова. - Каждый день собираю сведения и в определённое время передаю их по телефону. В той или иной степени к наблюдению за рекой причастны и мой муж, и сын Александр, поэтому можно назвать это нашим семейным делом. Когда мы только приняли пост, было сложно - дело новое, незнакомое. Натянули трос с берега на берег для того, чтобы, двигаясь вдоль него на лодке, проводить измерения расхода воды. Трос был прикреплён постоянно, но пришли 90-е годы: гвоздь нельзя было оставить без присмотра, весь металл, который попадал под руку, несли на пункты приёма металлолома. Снимали и наш трос. С тех пор измерения делаем другим способом.

Проводить измерения расхода воды с моста сын Александр помогает. Утром и вечером измеряют и уровень воды. Прогресс не стоит на месте: в настоящее время на реке установлен датчик, показывающий температуру и уровень воды. Проводимые наблюдателями измерения показывают, что при -80С температура воды составляет +2,40С, зимой - плюс 0,60С, в июле прогревается до +24 градусов, один раз фиксировалось +26. Постепенно усовершенствуется и сам процесс измерений и получения данных. Раньше поток воды определяли гидрометрической вертушкой: опускали её в реку и при помощи секундомера считали повороты. Потом Татьяне Егоровне приходилось рассчитывать окончательные показания по формуле. Теперь применяется мини-компьютер - преобразователь сигналов вертушки, который на дисплей выводит необходимые цифры. Измерения расхода воды, которые раньше проводились по тросам, теперь проводятся с Бетонного моста. Для этого на перила нанесены специальные метки. Также на мосту установлен датчик для наблюдения за ледовой обстановкой, он трижды в день фотографирует участок реки. Деревья и кустарники очень быстро разрастаются, и для того, чтобы они не мешали датчику, не загораживали обзор, Владимир Васильевич с сыном регулярно проводят на берегу их выпиливание и вырубание.

- Раньше не было такой проблемы с порослью, - говорит Татьяна Егоровна. - Было много коров, их гоняли к берегу на водопой, и они объедали молоденькие веточки.

Теперь ивняк разрастается вольготно и мешает ледоходу. Во время ледостава ветки вмерзают в воду и весной не дают льду сдвинуться. Почти все берега покрыты густой сенью ивы.

- Вот в 2017 году у меня 1-2 марта записано: "Лёд тает на месте", - говорит Татьяна Егоровна, - только два дня подвижка льда была.

Беседуя о реке, поинтересовалась, правда ли, что Ворона мелеет.

- Летом - да, - сказала Татьяна Егоровна. - Но в целом по наполненности водой Ворона остаётся прежней. Изменяются её берега. Они становятся выше, а река уходит глубже, вымывая песок. Где-то получаются перекаты, песчаные отмели, а какие-то смываются. Вот у Бетонного моста образовался водоворот, обвалился берег, глубина там 4,3 метра. У нас на Песчаной мы мерили - 3-3,3 метра, где 2,5. У комхоза был брод, его размыло. Это естественное изменение природы. Опаснее то, как на реку влияет человек.

Все полученные данные Татьяна Егоровна заносит в книгу записей гидрологических наблюдений, пики воды - на отдельный лист. Эта зима нетипичная. Посмотрев по журналу наблюдений, Татьяна Егоровна сказала, что в прежние годы до 15 декабря отчитывались по ледоставу. В этом году из-за отсутствия морозов на их гидропосту до 20 декабря река была чистой, потом очень долго шла шуга, которая отрывается от берега. С 23 декабря начались забереги (появление льда у берега) - и то только на 1 процент, 3 процента набралось лишь к 14 января. Неполный ледостав с промоинами был отмечен с 18 января.

Работа у гидрологов размеренная, летом на Вороне настоящий рай, а вот весной иногда приходится поволноваться. Один раз река взбунтовалась - в 2012 году, когда её побережье было затоплено. Вода поднялась на 6 метров 47 сантиметров. Пик пришёлся на 23 апреля. В 2013 году 16 апреля вода поднялась на 5,26 м. Высокие подъёмы воды регистрировались наблюдателями и раньше. Так, судя по сохранившимся записям, в 1955 году вода поднялась на 6,12 метра, чуть меньше 6 метров - в 1978-м, а в 2005 и 2006 годах на 5,81 метра. Последние годы средняя высота подъёма составляет 1,39 метра, река не выходит из берегов. В прошлом году незначительный подъём воды в Вороне фиксировался несколько раз.

Как ни сопротивляется зима, забрасывая снегом, весна возьмёт своё. К полой воде Фроловы уже подготовились. У старого моста установлена рейка. В 8 часов утра проверяют уровень, а как потеплеет, начнут измерять температуру воды, следить за ледовой обстановкой. Если потемнеет лёд - значит, скоро начнёт разрушаться.

Живя всю жизнь на берегу, каждый день "общаясь" с рекой, обеспокоены Фроловы тем, что вода в Вороне изменилась.

- Когда поселились на Песчаной, все соседи, да и мы сами ходили зимой в прорубь за водой - кипятили чай, уж больно он был хорош, - говорит Владимир Васильевич. - Сейчас об этом только остаётся вспоминать. Трудно встретить прозрачный лёд - в нём тёмные вкрапления, грязь. Даже шуга чёрная шла. Да и вода с зеленоватым оттенком без прозрачности не только летом бывает, но и зимой. Раньше расход делали, всё до камушка было видно, ключики, что молодожёны с моста бросают, и то можно было разглядеть. Сейчас - нет. Видно, экологическая обстановка влияет.

Меньше стало в реке рыбы: карасиков, пескарей, изредка заходит голец. Но всё равно Ворона остаётся красавицей. С интересом слушала, как Владимир Васильевич рассказывал об увиденном в реке у противоположного берега дремавшего на отмели на солнышке небольшого сома, о том, как однажды вытащил из воды упавшего в реку зайчишку. О том, как вместе с соседями расчищают берег от мусора, потому что для них Ворона - добрая соседка-красавица, за которой надо ухаживать.
Автор:Елена Уварова