Лента новостей
Статья21 марта 2018, 09:28

«Скорая» не медлит

«Скорая» слушает. Что у вас случилось?» – эти слова прозвучат в телефонной трубке, если наберёте «03». Несмотря на то, что за суточную смену бывает до двадцати пяти вызовов, белая машина с красным крестом обязательно прибудет на помощь. А если случится, что неотложка уехала в отдалённые населённые пункты, пациент экстренного вызова не останется без помощи – приедет вторая бригада. И так сутки напролёт – звонок за звонком, вызов за вызовом. Как говорят сами фельдшеры, для них дело обычное. И любимое…

Спешат на помощь
В отделении скорой медицинской помощи Первомайской ЦРБ работают тринадцать фельдшеров и три медицинские сестры. Старший фельдшер – Ольга Ивановна Клычникова. Радиус обслуживания – около 50 километров. В распоряжении фельдшеров 8 машин, в том числе и реанимобиль, предназначенный для транспортировки пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

«Обновление автопарка проводится регулярно, – говорит заместитель главного врача Первомайской ЦРБ В. Муратов. – В начале текущего года глава администрации области Александр Никитин передал главному врачу Первомайской ЦРБ Нине Королёвой ключи от автомобиля «скорой помощи». Новая машина на базе УАЗ – повышенной проходимости, он незаменим в снежную зиму и межсезонье. Все автомобили «скорой помощи» оснащены реанимационными, акушерскими наборами, дефибрилляторами, электрокардиографами, аппаратами искусственной вентиляции лёгких, аспираторами, небулайзерами. Предусмотрены средства иммобилизации (шины) для взрослых и детей и носилки-тележки».

Каждое действие медиков «скорой помощи» регламентировано. Среднее время приезда составляет 20 минут, но в отдалённые населённые пункты, к примеру, Козьмодемьяновского сельсовета, может доходить до 30-35 минут. Все звонки и время их поступления записываются, а автомобили оснащены системой ГЛОНАСС, так что необоснованно задержаться в пути медики не могут. Важно понимать, что фельдшеры не ставят окончательных диагнозов и не назначают лечение. Их задача – оказать первую, доврачебную помощь и при необходимости доставить пациента в больницу. Самых маленьких пациентов в возрасте до 4 лет «скорая» отвозит в ЦРБ незамедлительно – для получения консультации педиатра. Каждый вызов, оказанный вид медпомощи разбирается на утренней планёрке у главного врача.

На смену как на войну
Восемь часов. Две бригады отделения скорой медицинской помощи заступают на дежурство. Первый звонок – повышение артериального давления. Никаких приготовлений – синий «сундучок», так называемая укладка, всегда в боевой готовности. Без промедлений медики садятся в автомобиль с красным крестом и в путь…

«Самый опасный для нас повод для вызова – слово «плохо», – рассказывает О. Клычникова. – В случаях с кровотечением, болью в грудной клетке, повышением температуры или давления медик может спрогнозировать развитие ситуации, а вот когда говорят, что плохо – всегда непредсказуемо. Может быть, плохо от того, что поссорилась с мужем и сильно переживает, а может, от того, что сползает по стене и в силах произнести только это слово».

Людей, которые набирают «03», всегда много. Для одних – приезд «скорой» спасение, для других – удобство и прихоть. В этом случае для того, чтобы получить медпомощь, не нужно идти в больницу по холодной погоде, нет необходимости стоять в очереди в поликлинике. Зачастую люди проявляют потребительское отношение к службе.

«Вызывать «скорую» стоит в том случае, когда состояние пациента, действительно, тяжёлое, – говорит фельдшер Ю. Шипилова. – Бывает, звонят и просят, чтобы мы приехали «просто послушать», нет ли хрипов в лёгких, или для того, чтобы измерить давление. А в это время, быть может, кому-то требуется срочная помощь и состояние критическое. Уважать надо не только себя, но и других людей. Хотя и геройствовать не нужно – особенно в период гриппа».

А ещё фельдшеры «скорой» обслуживают «особых» пациентов. Медикам, большинство из которых женщины, приходится выезжать в дома, где веселятся пьяные компании – по двое-трое, а то и пятеро человек.

«В такие моменты, конечно, страшно, – говорит Ю. Шипилова. – К примеру, в моей бригаде мужчин нет. Вот и приходится вдвоём с медсестрой входить в такие дома, ведь оказать помощь – наш долг. Последствия у алкогольного абстинентного синдрома или алкогольной интоксикации могут быть серьёзными – вплоть до комы и летального исхода».

Ещё одна проблема – непроезжие дороги и отсутствие адресных ориентиров. Непросто бывает, особенно в вечернее и ночное время, найти нужный дом: света на многих сельских улицах нет, адресные таблички – тоже редкость. Собаки, опять же, встречают не слишком приветливо. Медики вспоминают случаи, когда непривязанные четвероногие нападали на них, а фельдшеры оказывали помощь пациентам, сами нуждаясь в ней, будучи покусанными.

«Раньше, чтобы показать дорогу, «скорую» выходили встречать родственники или соседи, – говорит О. Клычникова. – Сейчас часто приходится самим искать дорогу, а на это уходит драгоценное время. Во дворах первомайских многоэтажек также встречаем преграды – в виде припаркованных на проезжей части машин. Эта проблема особенно остра на улице Тельмана, где внутридворовые дороги очень узкие».

С душой
Но, пожалуй, самые тяжёлые выезды, связанные с большими эмоциональными и нервными перегрузками, связаны с дорожно-транспортными происшествиями, в которых гибнут люди. Иногда пострадавших – несколько. И всем необходима незамедлительная помощь, а рук фельдшеров на всех не хватает.

«После таких выездов приходишь домой разбитая, – признаётся О. Клычникова. – Особенно переживаешь, когда пострадавшего не удаётся спасти в силу полученных травм, несовместимых с жизнью. Хотя медиков и считают циничными людьми, говорят, что нас не трогает чужая боль, это неправда. Без сострадания, сочувствия к человеку не может быть хорошего медработника».

Не каждый фельдшер согласится работать на «скорой». Наверное, для этого нужен особый характер и, конечно, знания, навыки оказания первой медицинской помощи, ведь действовать приходится в разных ситуациях. В 2017 году было совершено более 8 тысяч выездов. Как рассказала старший фельдшер Первомайской ЦРБ О. Клычникова, особенно напряжёнными, как правило, выдаются праздничные дни – тогда вместе с «сердечниками» и молодыми родителями телефон «03» набирают и пьяные компании. Тем не менее, медики «скорой» реагируют на каждый звонок, ведь на том конце провода может оказаться сердечник или роженица. К слову, только за период с 1 по 20 января в автомобилях «скорой помощи» появились на свет трое малышей. Уже ради этого чуда стоит работать…
Автор:Анастасия Моисеева