Лента новостей
Статья14 марта 2018, 09:00

"Всё было нормально" - так говорит о службе Николай Шишкин

Короткое слово – Афган. И не надо объяснять, что оно означает, особенно тем, кто его прошел. При одном упоминании сердце щемит от тревоги и боли. Февраль на протяжении многих лет будоражит память воинов-афганцев, собирая их вместе. Одна такая встреча, посвященная 29-й годовщине вывода советских войск с территории Афганистана, состоялась в поселке Первомайский. На ней школе №1этого райцентра официально присвоено имя кавалера ордена Красной Звезды (посмертно) Демьянова Владислава Ивановича. Инициатором мероприятия выступал Благотворительный фонд имени Героя СССР Кузнецова Н.А. В числе приглашенных на нем был и руководитель Уметского отделения Российского Союза ветеранов Афганистана Николай Шишкин.

Отправляясь туда, он и не подозревал, какой сюрприз ему был уготован. Через много лет он встретил там своего сослуживца. Причем именно Валерий Гусев узнал Николая первым. Глядя на фото, не просто узнать в тогдашних молодых ребятах этих взрослых, седеющих мужчин. «А помнишь?» - то и дело говорили они друг другу.


Возвращаясь в прошлое

Давайте попробуем отмотать время назад и вернуться к событиям той поры. Май 1979 года, призыв. Сулакский парень Николай Шишкин после полугода учебки получил воинскую специальность водитель-моторист. Далее Одесский военный округ и полтора месяца неспешной службы в поселке Соленое Озеро Джанкойского района Крымской области. В январе 1980-го троих военнослужащих отправляют в Одессу, где формируется новая часть. Именно здесь и произошло знакомство с Валерием Гусевым, который был немного старшего и по возрасту, и по призыву, и уже имел семью.

Потом события разворачивались достаточно быстро. Узбекский город Джизак. Прошла небольшая информация, что бригада идет на юг и будет располагаться в 250 километрах от границы. А с какой стороны – не ясно. Бригада материально-технического обеспечения, куда был приписан Николай Шишкин вместе с земляком, в составе колонны машин своим ходом отправилась до приграничного Термеза. Далее последовала переправа по понтонному мосту через реку Пяндж и вот он – приграничный город Хайратон, но уже с афганской стороны. Ну, теперь все стало на свои места. Далее те самые 250 километров пути и место дислокации город Пули-Хумри. Домой написали, что находятся в командировке, и писем пока не будет. А потом полевая почта и номер войсковой части. Лишь через полгода родные узнали о месте службы своих детей.

- Одна из задач бригады – снабжение горючим войск 40-й армии. Один-два раза в месяц автоколонна совершала рейсы в Термез за бензином, керосином, дизтопливом. Позже проложили три нитки трубопровода. Его пробивали, поджигали, - вспоминает Николай. – Ремонт делали, прикрываемые броней БМП и БТР. Кстати, на блокпосте, который охранял путепровод, служил Алексей Гнетов из Ивановки. Была еще встреча с земляком Сергеем Наливалкиным. Проезжая, он поинтересовался, есть ли кто тамбовские. В соседнем батальоне служили двое ребят из Кирсанова.


На страже днем и ночью

Непросто обстоял вопрос с водой: за питьевой ездили на родник, а для технических целей – на ткацкую фабрику. Серьезным испытанием становился сезон дождей. С утра светило солнце, а с обеда и до следующего утра лил дождь. И так полтора месяца, начиная с середины февраля. Летом жуткая жара - днем 48 градусов в тени. Песок, пыль повисали в воздухе, засыпали глаза, скрипели на зубах, дышать было нечем.

Естественно, заходит речь и об общении с местным гражданским населением. Без этого не обходилось, но строго инструктировали, чтобы не соглашались на приглашение в гости, не спрашивали о самочувствии жен. Последнее вообще из ряда «табу». Не надо было забывать, что днем это обычный крестьянин, а ночью он мог взять в руки оружие и уйти в горы. Были случаи пленения и не боевых потерь, когда невнимательность и беспечность оборачивались трагедией, казалось бы, в безопасном месте, где-то у лавки торговца в толпе. Прозвучало упоминание и о «красном тюльпане», одном из видов изуверств со стороны душманов. Общение с солдатами афганской армии было проще и безопаснее.

Интересуюсь неуставными отношениями.

- Я с этим не сталкивался, - говорит Николай. – Да и какая может быть «дедовщина», если у каждого в руках боевое оружие днем и ночью.


Мы помним все

В мае 1981 года сержант Николай Шишкин был демобилизован, немного раньше в октябре 1980-го – его земляк. Как вы понимаете, это был начальный этап «Афганской войны», до ее окончания оставалось почти восемь долгих лет.

С той поры прошла, можно сказать, целая жизнь, а мой собеседник рассказывает так, словно все было недавно.

Памяти павших и во имя живых в ноябре 1990 года образована Общероссийская общественная организация «Российский Союз ветеранов Афганистана» (РСВА). Союз насчитывает 79 структурных подразделений в 76 регионах Российской Федерации. 32 уроженца нашего района прошли дорогами Афганистана. На сегодняшний день в Уметском отделении ветеранов Афганистана значится 24 человека.

Сделано немало, многого еще предстоит добиться в вопросах социальной защиты ветеранов. Например, Николай до сих пор не имеет удостоверения участника боевых действий.

Автор:Галина Исаева Фото Людмилы Цицюрской и из личного архива Николая Шишкина