Сегодня

Пятница, 21 сентября 2018
vkontakte twitter facebook ok

Принцип личного примера

Номер газеты: 
10
Дата публикации: 
05.03.2018
В середине февраля Агентство стратегических инициатив проводило  в Москве на ВДНХ первый Всероссийский форум «Наставник», направленный на развитие профессиональной Среды наставничества. В работе форума приняло участие более 10 000 человек из 711 городов и населенных пунктов России, более 230 спикеров выступили на 120 лекциях, дискуссиях и провели мастер-классы в аудиториях и на стендах. 

Опыт не передается через интернет

Делегация Тамбовской области включала 84 участника. В ее состав вошли первый заместитель главы администрации области А. Н. Ганов, заместитель главы администрации области Н. Г. Астафьева, начальник управления образования и науки области Т. П. Котельникова, наставники, работающие на производстве, наставники движения Worldskills, кружкового движения, наставники в сфере предпринимательства, образования, бизнеса, социальные работники, обучающиеся, студенты, молодые специалисты, представители органов исполнительной власти, руководители образовательных организаций. Жердевский колледж сахарной промышленности представлял его руководитель А. Н. Каширин.
Главная идея форума прозвучала в словах Президента РФ: «Каждый человек талантлив, а задача государства, общества заключается в том, чтобы помочь каждому человеку как можно раньше понять, в чем этот талант, и создать все необходимые условия для того, чтобы этот талант был реализован, чтоб человек мог развиваться, самореализовываться на благо всей страны и всего общества».

– Пришло то время, когда экономику нужно поднимать ускоренными методами, – начал свой рассказ о поездке в Москву А. Н. Каширин –  Для этого нужны квалифицированные кадры, а чтобы их подготовить быстро и качественно, нужны опытные наставники-профессионалы. 

Алексей Николаевич подчеркнул: несмотря на то, что на форуме собрались представители разных профессий, начиная от простых сварщиков и заканчивая летчиками и членами научных кругов, тем не менее особое внимание уделялось рабочим профессиям, ведь это основа экономики государства. Поэтому наставничество необходимо развивать в первую очередь в этой сфере.

– Такой опыт уже имелся в советский период и приносил хорошие результаты, – продолжает развивать тему мой собеседник.

Например, учится молодой человек на токаря или газосварщика, его закрепляют за специалистом высокого разряда на производстве. В результате теорию он получает в училище или колледже, а два-три раза в неделю работает вместе с наставником, перенимая у него необходимые профессиональные навыки. Там же он вливается в рабочую среду и уже во время учебного процесса с помощью наставника преодолевает так называемый «синдром новичка», приобретая психологический комфорт для работы в данной сфере деятельности. И получив диплом, вчерашний студент готов приступить к работе.

Одним словом, как подчеркнул на форуме первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ С. В. Кириенко: «Самое главное – это, может быть, ценностные отношения к жизни, моральные качества, волевые качества. Они не передаются через учебник. Они не передаются по интернету. Они передаются только от человека к человеку, потому что это принцип личного примера».

Нечто подобное в образовательной системе колледжа уже существует. Например, в хозяйстве И. С. Антипова КФХ «Аист» ребята проходят практику, там создан учебный класс, позволяющий соединить процесс обучения с погружением в рабочую среду, где опытные механизаторы делятся с подопечными личным опытом. Аналогично колледж сотрудничает и с Жердевским, Знаменским и Кирсановским сахарными заводами и ООО «Тамбовский бекон». Это, конечно, называется дуальным обучением, но принцип наставничества налицо. 

– Наставничество – это не формальность, поэтому придется обучать и самих наставников. Мы планируем разработать программу и проводить мини-курсы с потенциальными наставниками прямо на рабочих местах, – делится планами Алексей Николаевич. – И я надеюсь, что профессионалов, желающих поделиться своим опытом, у нас найдется немало. Ведь в большинстве людей природой заложена потребность делиться накопленным опытом, главное – научить их правильно это делать.

Алексей Николаевич рассказал, что по задумке президента страны в дальнейшем наставничество предполагается начинать уже с шестых–десятых классов, чтобы помочь учащимся определиться с выбором профессии.

Цифровые технологии в помощь

Алексей Николаевич рассказал, что на форуме поднималась еще одна важная тема – технический прогресс. Сегодня главное слово за инновационными технологиями, которые необходимо внедрять на всех уровнях, начиная с области образования и заканчивая управлением государства. 

На вопрос: «Реально ли обеспечить высокотехнологическим оборудованием провинциальные организации?» – мой собеседник ответил: 
– Реально. Общаясь на форуме с разными людьми, я убедился, что у некоторых представителей с периферии уже есть такой опыт, а за рубежом он и вовсе используется очень широко, – констатировал А. Н. Каширин. – Для начала администрации колледжа, а потом и преподавательскому составу необходимо изучить предоставляемые на рынке возможности и выбрать необходимые пути решения поставленной задачи. В этом вопросе мы, конечно, немного отстали от зарубежных коллег, и чтобы сделать экономический скачок, нам нужно совершить революцию в подготовке кадров.

Он отметил, что цифровые технологии упростят оформление документации, уменьшится «бумажная» нагрузка на преподавателей и администрацию. Алексей Николаевич рассказал о плюсах электронной зачетной книжки. Прижились же у нас электронные школьные дневники, из которых, к слову сказать, страницу не вырвешь.

Директору колледжа запомнилось выступление руководителя «НПО Игровое Образование» А. Комиссарова, эксперта в области игровых технологий, автора методики «Мотивирующих индивидуальных образовательных траекторий в игровой и проектной деятельности», который взял на вооружение особенность человеческой психологии, позволяющую легко усваивать информацию, если она подается в виде игры. Он разработал более сотни развивающих игр по различным направлениям, благодаря которым, к примеру, скучные и непонятные химия или физика, не поддающиеся никакой зубрежке, превращаются в веселый и зажигательный процесс, в который дети погружаются с головой, что мотивирует их на учебу. В некоторых московских школах в качестве эксперимента были внедрены игровые проекты, которые показали превосходные результаты по усвоению школьной программы и повышению успеваемости.

– Подобные разработки принесут огромную пользу не только в школах, но и в других образовательных учреждениях, ведь наглядный интерактивный или виртуальный материал значительно расширит возможности образовательного процесса в любой сфере. А это, прежде всего, создание условий для развития каждого человека в нашей стране, это возможности самореализации профессионального роста, – подытожил свои впечатления А. Н. Каширин.

 

Автор: 
Н. Каменская Фото из архива колледжа
Рубрика: 

Оставляя комментарий, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности на сайте.

Наверх