Лента новостей
Статья27 февраля 2018, 09:07

Вдохновение, дарованное природой

Торжество по случаю открытия художественной выставки, состоявшееся на днях в зале районного краеведческого музея, послужило прекрасным подтверждением мысли о том, что слово "художник" выражает отнюдь не принадлежность человека ремеслу, а, скорее, состояние его души. Не случайно оно уже очень давно и далеко перешагнуло границы своего первоначального значения.

Любовь к отчему краю - вот что объединяет представленные работы. Рядом с профессиональными живописцами, членами Союза художников России - Алексеем Лёвшиным, Борисом Ткачёвым и Олегом Ивашенцевым - расположились любители - Александр Маняхин и Вячеслав Лебедев - а также начинающая художница Елизавета Земцова. Прежде, чем прикоснуться к творчеству, посетителям была предоставлена уникальная возможность познакомиться с наиболее яркими страницами жизни людей, чьи судьбы связаны со знаменской землёй неразрывными узами.

Удивительно складывался путь Алексея Лёвшина в изобразительное искусство. Родился Алексей Иванович в селе Никольское в 1889 году. Его родители были простыми крестьянами, а Никольское в дореволюционной России было одним из мест ссылки политзаключённых. Под впечатлением рассказа одного из ссыльных о картине Александра Иванова "Явление Христа народу" десятилетний босоногий мальчик без ведома родителей предпринял путешествие из родного села в Москву.

До Тамбова добрался на попутной подводе, а дальше на поезде безбилетным пассажиром. В Москве расспросил дорогу от вокзала до Румянцевского музея, где в то время экспонировалась знаменитая картина, но, к сожалению, попал в выходной день. Добрый привратник пожалел мальчика: он не только напоил его чаем в своей сторожке, но и позволил целый день бродить по залам музея. А вечером посадил на обратный поезд. Путешествие в Москву стало самым ярким детским впечатлением, о котором Алексей Иванович рассказывал дочери и сыну, друзьям и ученикам. Именно эта первая встреча с искусством и определила всю его дальнейшую судьбу.

Характерной чертой живописной манеры Лёвшина является чувство колорита - очень ценный дар. "Ликование цвета" - так определяют искусствоведы характер многих произведений художника. Например, пейзажи "Вётлы на берегу Цны" и "Берёзовая роща", представленные на выставке, отличаются характерной яркостью красок и бархатистостью. Они наполнены тёплым ветром, в них живёт ощущение свободы, лёгкости и огромной любви к жизни.

Борис Ткачёв родился в семье сельских учителей: его мама преподавала французский язык в Знаменской средней школе, а отец - рисование. Виктор Семёнович, по словам его бывшей ученицы, Надежды Павловны Зориной, был прекрасным художником и очень многих ребят научил хорошо рисовать. Это под его руководством оформлялась общешкольная стенгазета "За учёбу!", он же рисовал декорации ко всем спектаклям школьного драмкружка. И тот факт, что его сын, родившийся инвалидом (правой руки не было по локоть от рождения), стал настоящим мастером и был принят в члены Союза художников, говорит об истинном даре педагога и живописца.

Борис Викторович пошёл по стопам отца и является на сегодняшний день преподавателем детской художественной школы №1 города Тамбова. Все его картины написаны в классическом стиле. Природа на его полотнах выглядит живо и естественно. На выставке представлена картина "Знаменка. Улица Парковая". Мы видим туманный пасмурный день, где сквозь пелену зимы робко и несмело начинает пробиваться весна. Борис Ткачёв давно состоялся как зрелый живописец, обладающий индивидуальной, оригинальной манерой письма и внимательным, заинтересованным взглядом на мир, наблюдениями за которым он щедро делится с окружающими.

Художником по призванию стал Александр Маняхин, о котором очень живо рассказала его двоюродная сестра Любовь Владимировна Шестернина. Родился Александр Иванович в деревне Саюкино в 1949 году. Он был очень разносторонним человеком. Получив в детстве серьёзную травму позвоночника и до конца жизни оставшись инвалидом, он хорошо разбирался в электричестве, был часовых дел мастером, владел игрой на различных инструментах - гармони, гитаре, баяне. Одно время подрабатывал механиком по швейным машинам в комбинате бытового обслуживания. По профессии был киномехаником, работал директором Саюкинского клуба. Затем получил профессию художника-оформителя и оформлял наглядную агитацию в РДК и библиотеке. До последнего дня заботливо ухаживал за больной матерью, очень много читал и был невероятно добрым человеком. Во многих домах знаменцев есть его картины, которые он щедро дарил друзьям и знакомым. Писал художник на самых разнообразных материалах и самыми разнообразными красками. Работал маслом и акварелью, пастелью и простым карандашом.

Ещё об одном художнике-любителе - Вячеславе Лебедеве - рассказала его дочь, Наталья Вячеславовна. По роду своей службы, а Вячеслав Фёдорович был сотрудником Комитета Госбезопасности, затем долгое время был следователем в милиции, а также работал начальником отдела гражданской обороны районной администрации, он, казалось бы, совершенно не был связан с искусством. Однако рисовать начал ещё в раннем детстве. Его первые работы - незатейливые рисунки угольком на печной стенке.
Позже увлечение живописью стало частью его жизни. Работал он преимущественно в жанрах портрета и пейзажа. Свои работы, в которых нет ни импрессионистской мимолётности, ни авангардных изысков, а есть лишь одна чарующая простота, понятная каждому человеку, он без счёта дарил своим друзьям и знакомым. Они и сейчас висят во многих домах и кабинетах руководителей.

Хрупкую красоту окружающего мира, которую каждый из перечисленных художников постарался запечатлеть на своих полотнах, можно почувствовать, созерцая их работы. Это можно сделать, посетив выставку, которая продлится до середины марта.
Автор:Инна ФОКИНА Фото автора