Лента новостей
Статья7 февраля 2018, 09:13

Прагматик, поющий романсы

Прагматик, поющий романсы
Железная дорога. Бесконечные нити рельс, по которым можно уехать в любую точку не только нашей необъятной страны, но и континента. Под мерный перестук колёсных пар приятно путешествовать, наблюдая сменяющиеся ландшафты, посёлки, города. Но основное достоинство железной дороги – в её надёжности. Даже люди в этой сфере работают особенные – такие же основательные, прочные, как стальные нити рельс, и романтичные, как дорога, вьющаяся за окном вагона. Евгений Семёнович Шаталов, более 40 лет проработавший в железнодорожном хозяйстве, – прагматик, поющий романсы. 9 февраля он отметит 80-летие.

Дело случая
Так уж бывает, что люди, добивающиеся определённых успехов в той или иной сфере, попадают в неё случайно. Наверное, в этом и есть настоящие талант и везение – без династической преемственности поколений и родственных связей найти и «сделать» себя там, куда вовсе не стремился. Так и наш герой, Почётный железнодорожник СССР, Заслуженный работник транспорта ГДР Евгений Семёнович Шаталов пришёл на транспорт по воле случая.

«Родился и вырос в селе Шапкино Шапкинского района Тамбовской области (сейчас это Мучкапский район), – рассказывает Е. Шаталов. – Я был восьмым. Отец работал инженером машинно-тракторной станции: зимой – ремонтировал технику, летом – выходил на комбайнах в поле. Мама растила нас. Жизнь была трудной, поэтому молодёжи и не пристало мечтать о какой-то профессии. Нужно было побыстрее найти работу, чтобы хоть как-то облегчить жизнь своей семье. Как-то раз увидел в газете объявление о наборе в Воронежский железнодорожный техникум. Думаю: «А почему бы и нет?» Поехали вместе с двумя друзьями поступать. Конкурс был 4 человека на место. В 1955 году мы поступили в техникум, отучились и были направлены на работу».

Студенческие годы остались позади, впереди же у Евгения были годы ответственной работы. Перва станция, работу которой координировал Е. Шаталов, – Миллерово Ростовской области. Эта небольшая станция соединяла сердце страны с южными и северокавказскими регионами. Грузовые, пассажирские, маневровые поезда, погрузочно-разгрузочные работы – жизнь на станции, даже самой маленькой всегда бьёт ключом. А через год Евгения призвали в армию.

«Это сейчас служат всего год, – говорит Е. Шаталов. – А тогда служить в сухопутных войсках нужно было три года. Направили меня в Азербайджан. Ещё до призыва на комсомольской стройке одного из совхозов познакомился с Валентиной – красавицей, москвичкой, которая, дождавшись меня со службы, стала моей супругой».

Как нитка за иголкой
В 1963 году Евгений и Валентина поженились.

«И вот тогда я сделала для себя открытие, – рассказывает В. Шаталова. – Оказалось, что супруги железнодорожников, как жёны декабристов – всегда следуют за супругом. Женю направили работать начальником станции 4-го класса Чакино Тамбовской области. Даже фотография здания станции сохранилась. Это было кирпичное строение, в одной части которого располагался вокзал с билетными кассами, а в другой жили мы. Некоторые, когда встречают гостей, а дом наполняется чемоданами и шумом, говорят в шутку: «Живём как на вокзале», хотя на самом деле и знать не знают, что это такое – жить на вокзале. Это постоянный стук колёс, шум-гам, незнакомые люди. Вот и представьте, в таких условиях родился и жил наш сын».

Хотя, как говорит Валентина Зиновьевна, маленькому Льву все неудобства были нипочём – он рос спокойным и не боялся посторонних людей. А потому молодые супруги и сами иногда принимали гостей – заводили пластинки и танцевали под проигрыватель.

«Сложно, но весело жилось», – в один голос говорят супруги. Ведь тогда и мысли не было, что можно жить как-то по-другому – в собственном жилье, в уединении и комфорте.

«Начинали с Валей с нуля, – говорит Е. Шаталов. – Ничего у нас не было. Даже кольцо, как сразу не купил, так нет и до сих пор».

Через год Шаталовых вновь ждал переезд – молодой перспективный начальник станции, как говорится, пошёл на повышение, он был переведён на станцию 3-го класса Сампур.

«А в 1968 году нас перевели на станцию 2-го класса Богоявленск, – рассказывает Е. Шаталов. – Первомайский в те годы был совсем не тот, что сейчас. Одна-две улицы… Тем не менее, именно здесь мы получили первую отдельную квартиру в кирпичном железнодорожном доме, в котором были слышны привычные стук колёс и шум привокзальной суеты».

В хозяйской руке
Станция и здание вокзала разительно отличались от современных. Евгению Семёновичу предстояло навести порядок в работе станции, упорядочить транспортные потоки и реконструировать здание вокзала.

«Начал с кадров, – рассказывает Е. Шаталов. – Обновил практически весь коллектив (как начальник станции 2-го класса имел право принимать на работу, увольнять, поощрять и накладывать взыскание). Работали дружно. Со временем начали получать премии, знамёна. Уже в то время пропускная способность станции была высокой: 55 пар составов ходило в направлении Ряжска, 25 – станции Павелец, 12 – на Лев Толстой и 78 пар пассажирских поездов. Нужно было станцию, которая считалась перспективной, доводить до ума. Наладили освещение – было установлено 5 ксеноновых ламп. Реконструировали здание вокзала, перрон. Изменили и технологию – освоили производство маневровых работ толчками». В 70-е годы станция Богоявленск располагала двумя маневровыми поездами, но с началом строительства газокомпрессорной станции в связи с возросшей нагрузкой был передан ещё один. Неоднократно побеждали в социалистических соревнованиях – переходящее Красное знамя, долгое время украшавшее один из залов вокзала, передано в районный музей».

Не сбавлять темп
Единственное, о чём словоохотливый Евгений Семёнович скромно умалчивает, так это о личных достижениях. В те же 70-е годы он был удостоен званий «Почётный железнодорожник СССР», «Заслуженный работник транспорта ГДР». Последняя награда была вручена Евгению Семёновичу за тесное сотрудничество со станцией Котбус (ГДР) в доставке строительных грузов (железобетонных конструкций, цемента, щебня, песка). А пока супруг заслуживал ордена и звания в сфере транспорта, Валентина Зиновьевна реализовывала себя в торговле. Женщина курировала стройку и была заведующей универмагом на площади Ленина, руководила пищекомбинатом, райкоопзаготпромом, работала на мясокомбинате и «Химмаше». Сын работающих и всегда занятых родителей рос самостоятельным подростком и однажды выбрал для себя профессию военного. Сегодня Лев Шаталов – начальник военкомата по Первомайскому и Староюрьевскому районам.

Напряжённые рабочие будни для супругов Шаталовых позади, и, как говорит Валентина Зиновьевна, только на пенсии они с Евгением Семёновичем стали видеться и общаться. Глава семьи, уйдя в 1998 году на заслуженный отдых, нашёл себя в общественной работе. Он – активист районного Совета ветеранов, солист хора ветеранов. Шаталов любит исполнять романсы и иногда сам себе аккомпанирует. К слову, у Евгения Семёновича целых четыре аккордеона. Самый ценный – времён Великой Отечественной войны, трофей из Германии.

«Его прежний хозяин – фронтовик, – рассказывает Е. Шаталов. – Он привёз инструмент из Германии. Долго отказывался его продавать. Но не устоял перед моим предложением не продать, а обменять на надувную лодку. Теперь этот трофейный инструмент у меня. Правда, в последнее время довольно редко беру его в руки. Для меня это скорее память обо всех воевавших».

А ещё, будучи на пенсии, Евгений Семёнович вспомнил юношеское увлечение и занялся разведением голубей. Валентина Зиновьевна «заведует» хозяйством, благоустраивает земельный участок рядом с домом. Хлопот у привыкших к напряжённому ритму жизни супругов Шаталовых хватает и на пенсии, но нет-нет да и накатит ностальгия – вспомнят 55 лет совместной жизни, в которой он – вечный романтик и исполнитель романсов, а она – беспощадный критик и главный человек в его жизни.
Автор:Анастасия Моисеева