Лента новостей
Статья31 января 2018, 12:40

Фермеры

Фермеры
Нигде больше нет в районе такой разухабистой дороги с твердым покрытием, как дорога в с. Богданово, особенно ее часть от Лукино. Строившаяся 12 лет (1972-1983) она, увы, никогда капитально не ремонтировалась. Сейчас только смельчаки или безрассудные могут, да и то зимой, когда снега много, разогнаться по ней до 40 км/ч, летом - скорость черепахи. Впрочем, речь-то то не о дороге, хотя и о ней тоже…

- Мы уже привыкли к таким условиям, - говорит богдановский фермер (индивидуальный предприниматель) Юрий Владимирович Ермаков, - у нас и по улицам села-то не всегда проедешь, то обочиной, то задворками. Несправедливым мы считаем то, что налог на транспорт - легковой и грузовой - с нас берут по тем же ставкам, что и повсюду. Я бы мог свою продукцию - зерно, подсолнечник - сам вывозить закупщикам, и "наваривал" бы на этом. А так, машину разобьёшь бестолку… Иногда и при необходимости выезжать неохота.

- Юрий, я могу богдановцам лишь посочувствовать, не более. Вы лучше расскажите о том, как стали фермером, как у вас идут дела?

- Это запросто. Мы с братьями - Михаилом и Алексеем - стали в Богданово, в Ржаксинском районе, первыми фермерами в 1991 году. Если уж о братьях, то и коротко о всей семье. Отец - Владимир Семёнович - работал механиком в Лукинской МТС, мама - Капиталина Александровна - здесь, в Богданово, фельдшером. В семье было семь детей, по порядку - Надежда, Александр, Владимир, я, Михаил, Алексей, Любовь.

В 14 лет, ещё школьником, я начал работать киномехаником в колхозном клубе. Несколько раз для этого ездил учиться в Ржаксинский кинотеатр.

В армию после десятилетки пошёл служить с правами тракториста, при школе организовывались курсы, практику проходили в колхозе "Дружба". Служил в Москве, в дивизии имени Ф.Э Дзержинского.

Была возможность остаться жить и работать в Москве, но я вернулся в Богданово. Мне дали старенький ДТ-54 и тракторные дровни, возил солярку из Чакино. На один рейс уходило трое суток. Бороновал, пахал, сеял… Через некоторое время меня пересадили на ДТ-75 и тоже не первой свежести. После прохождения курсов в Сампурском профтехучилище мне вручили новый колёсный трактор Т-150. Они только-только появлялись в районе. На нём и полевые и транспортные работы выполнял.

Председатель нашего колхоза Анатолий Фёдорович Ходаковский активно занимался строительством, - правление колхоза, средняя школа, клуб, магазин, "пробил" строительство электроподстанции, жильё, - всё - хозспособом. Но когда я женился и попросил выделить мне квартиру, уж не знаю по какой причине, председатель сказал: "Подожди". Я, в сердцах, обиделся и вышел из колхоза. Не знаю, прав ли был, но… Как получилось, так и получилось.

В 1977 году устроился работать дежурным электромонтёром на электроподстанции.

Потом наступил 1991 год. В стране началось фермерское движение. Собрались мы трое - я, Михаил и Алексей - и решили "давайте кормить страну". А как начать, с чего? - понятия не имели. Нам помог начальник земельного отдела района Алексей Иванович Лебедев.

На каждого из нас выделили по 23 гектара пашни и 130 гектаров мы набрали в паях. Из колхоза нам дали трактор Т-40. Для полевых работ он, как известно, не очень приспособлен.

Определённые денежные накопления у нас были. Богдановцы всегда жили не только за счёт работы, но и за счёт личного подсобного хозяйства. Сложили деньги, причём, моих было больше, но это неважно. На покупку новой техники, конечно, не хватало, купили бэушную. Все специалисты, восстановили. Посеяли пшеницу, ячмень, овёс. Убрали. Дело прошлое - были трения с председателем колхоза Медведевым. Лебедев споры разрешил.

В Богданово приехал наш выдающийся земляк - Евгений Тимофеевич Артюхин, чемпион мира по греко-римской борьбе. Мы с ним дружили с детских лет. "Ребята, а давайте и я стану вместе с вами фермером".- "Как?" - "Тоже возьму землю, куплю технику, а работать будете вы. Когда будут доходы - может что-то мне дадите, ну хотя бы за технику оплатите". Мы единогласно "за".

Поехали в район. Там, на заседании комиссии по земельным вопросам, отдельные члены комиссии над нами посмеялись: "Артюхин? Фермер?" Короче, единогласного решения не было и землю не дали. Зря, наверное, сам Евгений не заходил, от одного его вида все бы согласились. Артюхин боец, не сдался, и на следующий год сам присутствовал на заседании… "Евгений Тимофеевич! Ну разве можно Вам отказать?!" Земли прибавилось, но чемпион мира, понятное дело, с нами не пахал, не сеял, материально помог. Потом с него, как с главы КФХ, стали требовать различные отчёты. "Ребята, мне это не надо, оформляйте мою землю на себя". Так и сделали, землю переоформили на Михаила. По карте земля была разделена на три КФХ, но фактически мы работали вместе, поровну на всех расходы и также доходы. В 1996 году Алексей уехал в Набережные Челны, откуда и приезжал, чтобы стать фермером, землю записали на меня. Теперь мы работали двое, у каждого с собственностью и арендой было по 100 гектаров пашни. С друг другом ни в чём не считались.

В 2006 году случилась беда, Михаил умер. Нелепо… У него откололся зуб, начал натирать щёку… Надо было бы восстановить его или совсем удалить, а он всё "завтра-послезавтра". Опухоль перешла в онкологию…

Вместо него начал фермерствовать сын, Юрий. Молодой, здоровый, он начал прибавлять пашню, а мне за ним не угнаться. Мы не враждуем, но каждый работает на себя.

У меня в посевах ячмень, подсолнечник, однолетние травы. Стараюсь, по возможности, вносить удобрения, обрабатывать ячмень гербицидами. Продаю только подсолнечник. Зерно оставляю для раздачи на паи и для своего подсобного хозяйства. У меня куры, утки, индейки, лошадь, корова, 30 голов овец. Зерно, особенно в этом году, нипочём, а пройдёт в мясо - подорожает. Однолетние травы, так же, идут на корм скоту.

Имеющийся набор техники - МТЗ-80, МТЗ-82, Т-150, "Нива", КамАЗ, ГАЗ-53, сеялки и весь другой прицепной инвентарь позволяют работать без посторонней помощи, но в посевную и в уборку мне помогают сын и зять, которые живут в Москве, и сын, и дочь имеют там свои квартиры.

Расширять хозяйство не планирую, годы не те, а так буду работать до скольких возьмётся. Сын, как он говорит, дело моё, в случае чего, продолжит. Но я и сам пока не сдаюсь.
Автор:Беседовал Владимир Мареев. Фото автора