Лента новостей
Статья31 января 2018, 11:24

Крестьянский подход

Крестьянство существовало всегда и что бы и как не изменялось в нашей жизни - всё идёт от земли, она, как родная мать, - ведь без неё никак. Законы реформировались, регулировались, менялись. Так, если в 20-е годы прошлого столетия в России были запущены механизмы перехода от капитализма к социализму, от многоукладной экономики к социалистической крупной моноэкономике, то в 1990 году страна вновь оказалась на пороге переходного периода, только с точностью до наоборот. Снова были сделаны первые шаги в сторону изменения экономического уклада на селе. На мартовском Пленуме ЦК КПСС 1989 года было принято решение о переходе к развитию агропромышленного производства на основе разнообразных форм собственности и видов хозяйствования, в том числе крестьянских хозяйств и их кооперативов. Таким образом, был дан импульс развитию отечественного фермерского движения.

Очень трудно было снова развернуть людей лицом к земле, но по прошествии стольких лет сложились уже в нашем районе семейные династии, которые по настоящему хозяйствуют. Это династии Селюгиных, Осиповых, Пономарёвых, Лапшиных, Масликовых, Карповых... Вместе с родителями работают сыновья.

Важное решение
Владимир Андреевич Селюгин иностранному слову фермерство предпочитает другое, более близкое русскому человеку - крестьянство. Он уверен, что цель, поставленная много лет назад, была правильная и дальновидная. Вместе с землями, которые находились под колхозами и совхозами, существовали и земли спецземфонда. Эти угодья плохо использовались, были так называемыми неудобьями. Но в то же время в этих местах когда-то жили люди, а в результате укрупнения хозяйств деревни исчезали, как, например, Хрипуновка. То есть рядом была вода, более-менее приличные дороги, в принципе, туда можно было добраться с техникой. Эти земли надо было отдать в трудовые руки, тем, кто знал, что такое сельский труд. Стали появляться какие-то люди, которые пытались прибрать к рукам землю, на которой веками трудились наши земляки. Именно поэтому при выделении земель учитывалось не только желание человека работать на земле, но и его благонадёжность.

Были и те, кто резко выступал против передачи земли в частные руки, поэтому на первых единоличников оказывалось существенное давление. Да и с обработкой этих желанных гектаров были неимоверные сложности. Среди тех, кто самым первым решился начать самостоятельную работу на земле, - Борис Николаевич Носов, Сергей Иванович Столяров, Александр Владимирович Антонов, Сергей Алексеевич Карпов, Андрей Георгиевич Селюгин.

Девяностые годы прошлого столетия были очень сложными для нашей страны. Неизвестно было, куда мы все будем двигаться дальше в условиях сплошной приватизации. Колхозы "дышали на ладан", цены скакали.

В начале становления фермерского движения фермеров было более трёхсот. Но работа на земле - это образ жизни, когда болезнь скотины на подворье важнее, чем своя собственная, когда сначала думаешь о земле, а потом о себе. И из круговорота в сельском хозяйстве выбраться невозможно, потому как и труд уже вложен, и средства.

Владимир Андреевич Селюгин работал в "Сельхозтехнике", потом в райкоме комсомола, возглавлял районное объединение "Сельхозтехника", был председателем райисполкома, главой администрации района. Когда началось фермерское движение, просто не мог остаться в стороне, отчасти из-за того, что поначалу никто не торопился брать на себя такую ответственность. Уйдя с должности, В.А.Селюгин организовал своё фермерское хозяйство "Севан", начав с 20 гектаров.

Техника из чермета
Родители, Андрей Георгиевич и Александра Андреевна, были трудолюбивыми: держали свиней, коров, разводили пчёл. Поэтому и занятие сельским хозяйством было, как говорится, делом техники. Сил и желания у Селюгиных было в избытке. С малых лет деду помогал внук Андрей. Даже характеры у них были одинаковыми. Дед был фермером, а внук - членом фермерского хозяйства "Селан". После скоропостижной смерти деда хозяйство возглавил Андрей Владимирович.

Дело было не новое, но с рядом сложностей. Тогда давали 7,3 гектара в собственность и 30 в аренду, впоследствии разрешили выдавать фермерам 230 га. Несмотря на небольшую площадь, для обработки такого количества земли была необходима та же техника, что и в крупных хозяйствах, ведь мотоблоком 37 га не обработаешь. Нужны были тракторы ДТ-75, МТЗ, зерноуборочные комбайны и весь набор сельхозинвентаря. Выживали, как могли. Купить технику можно было в кредит, но под очень большие проценты. Поэтому брали уже бывшую в употреблении. Потихоньку собирал и Селюгин: что-то, уже давно валявшееся в хозяйствах на задворках, отдали старые знакомые, разрешили покопаться во вторчермете, и многие запчасти Владимир Андреевич нашёл там. У него такое мнение: железка всегда пригодится в хозяйстве, её всегда куда-нибудь может пристроить рачительный хозяин. Впоследствии В.А.Селюгин брал кредиты, но такие, чтобы даже при минимальном урожае можно было с ними рассчитаться.

Участки земли у Селюгиных разбросаны от Ульяновки до Лебяжьего. Почвы или бедные, или закислоченные. Много сил вкладывают, чтобы земля родила: вносят удобрения, завозят дефекат. Были бы все земли в одном месте, Владимир Андреевич, не раздумывая, поселился бы там, основался как следует, и даже был подготовлен "Тамбовпроектом" проект базы на месте посёлка Зелёный Клин. А так база хозяйства находится в Уварове, здесь и склады, и хранилища.

В надёжные руки
Некоторое время назад руководить объединённым фермерским хозяйством стал сын Андрей Владимирович. Ему все эти заботы знакомы с детства. Уже в 16 лет он работал в поле, пахал, ездил на машине, знал устройство сельскохозяйственной техники. Поступив в Тамбовский государственный технический университет на факультет механизации сельского хозяйства, он уже легко оперировал практическими знаниями. Человек должен заниматься тем, к чему у него есть тяга. Вот и Андрею Владимировичу его фермерские заботы не в тягость. И это радует отца.

Есть у Андрея хобби - гонки по бездорожью. Здесь с друзьями получают дозу адреналина, определённый выплеск эмоций. Ездят два дня, а перебирают машины потом месяц, и это им нравится.

Конечно, проблем у фермеров очень много. Но земледелец, который крепко стоит на ногах, обязательно будет стараться передать своё дело в надёжные руки. Фермерское хозяйство, в первую очередь, - крепкое семейное ядро, которое держится на родственниках. Как ни крути, фермерство - способ выживания и самозанятости, это такой образ жизни. Фермер не ездит отдыхать за границу, просто потому, что ему некогда.

- Молодые - они мобильные, может и отправятся куда-нибудь отдохнуть на недельку, а мы - каждый день в хозяйстве, со скотиной, - говорит В.А.Селюгин. - Не бросаем, потому что это даже не обязанность, а жизнь. Пошёл, поговорил, покормил - дела и сделал. Сам потоптался и в душе человеческое остаётся. Хотя иногда экономическая выгода от такого топтанья совсем невелика, но это и есть крестьянский подход.

Фермерское хозяйство потихоньку развивается: удалось выкупить землю, сейчас в хозяйстве чуть больше 600 га земли, трудятся постоянные наёмные работники. Это люди, которым хозяева доверяют, как себе. Двадцать лет ушло у Владимира Андреевича, чтобы "собрать" то, что есть сейчас. Теперь уже появилась возможность обновить технику: сын Андрей Владимирович купил новый трактор К-700, новый комбайн. Это необходимость и требование времени.

Фермер - человек, который хочет быть независимым, но вместе с этой независимостью он берёт на себя огромную ответственность.
Автор:Елена Уварова