Лента новостей
Статья31 января 2018, 11:21

Активный житель: формируем культурный код территории

Активный житель: формируем культурный код территории
Такова была тема семинара, который прошёл в минувшую среду во Дворце культуры "Дружба". Его участниками были главы городов и районов Тамбовщины, представители органов местного самоуправления региона, активные общественники, предприниматели, студенты. Открыла работу форума заместитель председателя областной Думы, координатор проекта "Формирование комфортной городской среды" в Тамбовской области Ирина Геннадьевна Тен:

- Сегодня мы услышим о том, как у нас в области проходит формирование комфортной городской среды, каким образом проводятся мероприятия, связанные с событийным туризмом, а также узнаем много нового и интересного о геобрендировании и формировании культурных кодов городов. Брендирование населённых пунктов может и должно помогать их развитию. Наши малые города имеют свою определённую специфику. И надо не стесняться этой специфики, а использовать её грамотно, во благо развития территорий. Геобрендирование осуществимо на основе уникальной архитектуры, элементов народного фольклора, какого-то туристического события, на основе того, что в данном населённом пункте родился или трудился уникальный учёный, культурный деятель и тому подобное. Брендинг малых населённых пунктов - это эффективный способ конкуренции с другими территориями за жителей. Само по себе геобрендирование имеет смысл лишь в том случае, если оно связано с постоянным развитием населённого пункта. Если же ничего не будет происходить, то визуальные элементы бренда через некоторое время не только наскучат жителям, но и в какой-то степени начнут раздражать.

И.Г.Тен пояснила, почему местом проведения семинара выбрано именно Уварово: здесь одними из первых в регионе уже начали эту работу по геобрендированию - город теперь позиционирует себя как "вишнёвая столица". Организовали "Вишнёвый фестиваль", вишня изображена на гербе города. Успешно реализовали проект по благоустройству "Вишнёвого сквера". Но все эти шаги предпринимались интуитивно, а хотелось бы услышать мнение профессионала, в правильном ли направлении развивается город? И такая возможность была предоставлена на семинаре.

Мнение жителей - главный аргумент
Ключевым моментом семинара было выступление лауреата рейтинга медиаменеджеров России, эксперта Института комплексного территориального развития, управляющего партнёра ГК "УрбанМАФ" Алексея Лазарева, посвящённое теме брендирования территорий и формирования культурного кода городов. А.Лазарев рассказал об удачных практиках брендирования в некоторых регионах и провальных проектах, подробно пояснив причины, почему те или иные инновации не прижились, не получили ожидаемого одобрения от большинства населения. Особый акцент был сделан на необходимости поддерживать обратную связь с населением. Иными словами, при проектировании зон отдыха или проведении благоустроительных работ учитывать мнение жителей города.

- Изменения в городе должны начинаться не с новой лавочки, а с концепции, со смысла: для чего вы хотите поставить новую лавочку? - подчеркнул спикер форума. - Для чего появится тот или иной арт-объект в городе? Для чего вы хотите обустроить аллею или создать парк? Не получится создать интересный, хороший бренд без коммуникаций. Сделав красивый двор в городе, но при этом не наполнив его каким-либо смыслом, наивно рассчитывать на то, что жители будут приходить туда чаще, чем приходили раньше. Если мы говорим про общественные пространства - парки, аллеи, скверы, которые сейчас активно создаются в малых городах, то эта история тоже должна быть наполнена смыслом, и в первую очередь выстроены коммуникации с конечным потребителем. Когда создаётся сквер, он должен быть кем-то востребован. Это не должна быть история чиновника, который сделал двор, отчитался и на этом всё.

Я люблю небольшие города. Потому что именно в городах-немиллионниках, с числом жителей до 100 тысяч, осталась русская душа. Так называемый социальный срез России - именно в малых городах, потому что там люди живут не только на благо себя, а на благо своего города, своей страны.
Особый акцент в своём выступлении Алексей Лазарев сделал на том, что именно участие жителей при выборе мест благоустройства, в обсуждении дизайна является обязательным условием реализации проекта по формированию комфортной городской среды.

Каково в дому, таково и самому
Так обозначил тему своего выступления глава г.Котовска Алексей Плахотников. Он поделился опытом благоустройства своего муниципалитета. Рассказал про котовскую неваляшку - это тоже один из ярких брендов Тамбовщины, и о том, каким образом популяризируют её и что в городе делается для того, чтобы Котовск стал известен именно этим брендом.

С презентациями о проведении местных фестивалей и опытом реализации программ по благоустройству территорий выступили также глава Мичуринского района Галина Шеманаева ("Патриотизм, комфорт, досуг - ключевые аспекты эффективной конкуренции за жителей" - такова была тема её выступления) и заместитель главы администрации Сампурского района Ирина Акимова.

Поделился опытом реализации проекта по формированию комфортной городской среды и глава города Уварово Владислав Денисов. Уваровцы принимали активное участие в создании Вишнёвого сквера: обсуждали название, предлагали различные варианты, путем интернет-голосования выбирали дизайн арт-объектов и скамеек, которые сейчас украшают сквер. Новое место отдыха пришлось по душе горожанам. Сюда приходят отдыхать, здесь проводятся праздники.

- У нас с вами одна идея - создание комфортных условий для проживания граждан, - подчеркнул В.Денисов. - Сегодня население должно понимать, что живя на территории, оно является её хозяином, и именно люди принимают решения, которые законодательная и исполнительная власть воплощает в жизнь.

Чтобы у гостей форума сложилось более полное представление о нашем городе, был показан презентационный видеофильм о вишнёвой столице Тамбовщины. Кульминацией выступления стало появление на семинаре Вишнёвой принцессы, которая преподнесла гостям подарки с символикой Уварова. А глава Котовска А.Плахотников вручил А.Лазареву неваляшку.

Практически каждому району и городу Тамбовщины есть что показать и чем поделиться. Обращаясь к участникам семинара, заместитель главы администрации г.Уварово Валентина Кобзарь выразила пожелание коллегам из соседних территорий более тесно сотрудничать, приезжать друг к другу на праздники, перенимать опыт, делиться идеями и наработками. И, пользуясь случаем, пригласила всех на Вишнёвый фестиваль который в этом году состоится в третий раз и будет уже двухдневным. Уже намечена дата его проведения - 13 и 14 июля.
Автор:Татьяна Сиднева