Проблема школьного образования — ключевая для развития и самого существования любого государства. Для России, остро нуждающейся в опережающем росте во всех сферах экономики и общественной жизни, она особенно актуальна. Не случайно президент В.В. Путин посвятил один из своих майских указов, определивших стратегические направления развития страны на годы вперёд, вопросам образования.
Однако предпринимаемых государством мер для поддержки школьного образования порой оказывается недостаточно. Так, во многих образовательных учреждениях, особенно сельских, по-прежнему не хватает учителей. Один из путей исправления такого положения открылся благодаря волонтёрской программе «Учитель для России».
Программа первоначально возникла как частная студенческая инициатива, но вскоре была поддержана рядом крупных организаций, в том числе финансовых. В 2015 году первые 40 участников программы, зачастую не являющихся профессиональными педагогами, но обладающих необходимыми знаниями по предметам и прошедших подготовительный курс, на два года направились в школы Москвы, Московской и Воронежской областей. С 2016 года к программе «Учитель для России» подключились Калужская и Тамбовская области. В нашем районе партнёрами программы стали Сабуро-Покровский, Вырубовский и Екатерининский филиалы школы №1.
Среди учителей, приехавших на работу в Сабуро-Покровский филиал, оказалась и Милица Николич, которая с 16 октября 2017 года преподаёт здесь английский язык.
— Я родилась в Боснии, получила степень бакалавра мировой литературы в университете Белграда, столицы Сербии. А затем поступила в магистратуру Санкт-Петербургского государственного университета, чтобы углубленно изучать русский язык и русскую литературу. В России мне очень понравилось, захотелось попробовать здесь поработать. Когда узнала о программе «Учитель для России», решила принять в ней участие, хотя поначалу и не была уверена, что получится, так как опасалась, что не смогу работать с детьми, — вспоминает молодой педагог. — Прошла собеседование, а затем и остальные этапы программы. Пришло время выбирать школу. Тогда я решила поехать в село Сабуро-Покровское преподавать иностранный язык, чтобы узнать Россию с другой, непарадной стороны, ведь до этого бывала только в Москве и Санкт-Петербурге.
Как признаётся Милица, родственники её в этом начинании поддержали. А школа ей понравилась сразу, как только она её увидела. Встретили молодого учителя в Сабуро-Покровском тепло и приветливо. Бытовых проблем для горожанки тоже не возникло, так как в большинстве сёл района в настоящее время созданы нормальные условия для жизни. В доме, который снимают молодые учителя, имеется газ, вода, электричество — все те же удобства, что и в любой городской квартире.
Несмотря на расстояние, оторванности от своей семьи, оставшейся в Белграде, Милица не ощущает. Современные технологии позволяют регулярно общаться с родными, на каникулах она старается съездить в Сербию, чтобы навестить их. А весной родственники молодого педагога мечтают сами приехать в Сабуро-Покровское в гости. Ей хочется, чтобы они сами увидели и прочувствовали здешнюю жизнь и особенности отношений между людьми.
— Когда приехала в Никифоровский район, была поражена домашней атмосферой и человеческим теплом, которыми меня здесь окружили. Директор школьного филиала Марина Владимировна, к которой я пришла на собеседование, ждала меня с чаем и пирогами, внимательно выслушала и помогла устроиться на новом месте. Большую помощь оказывали и продолжают оказывать и другие коллеги, — говорит Милица. — Местные жители, даже не будучи знакомы со мной лично, знают обо мне и относятся хорошо. Мои русские друзья со мной часто не соглашаются в этом, но на самом деле здесь очень добрые и отзывчивые люди. В России в значительной степени сохранились нравственные ценности, которые в Сербии, находящейся под более сильным западным влиянием, к моему глубокому сожалению, в значительной мере утрачены. А именно взаимовыручка, осознание общности интересов, готовность прийти на помощь другому человеку. Это, кстати, до сих пор проявляется и в русской литературе, где текст не просто облачён в красивую форму, но и имеет внутреннее, глубинное содержание, а человек традиционно находится в центре внимания. В этом я убедилась, знакомясь с творчеством современных российских авторов. Таких, например, как Захар Прилепин, а особенно Евгений Водолазкин с его романом «Лавр».
Особых проблем в адаптации к новой для неё среде у Милицы не возникло. Помог опыт проживания в Северной столице, где приехавшему в Россию иностранцу проще всего привыкать к новым условиям, а в большей степени сказались общность происхождения и культурная близость русского и сербского народов.
— Приятно находиться в стране, где к твоему народу и твоему государству относятся с искренним уважением и симпатией. К тому же, большой моральный заряд даёт ощущение сопричастности живому и полезному делу, которое рождает работа в сельской школе. Я стараюсь помочь своим ученикам отыскать в себе мотивацию к получению образования, изучению иностранного языка, дать им понять, насколько это важно и какие перспективы открывает в жизни, — так видит свою задачу начинающий педагог. — Пока ещё не знаю, останусь ли работать здесь после завершения предусмотренного программой двухлетнего срока. Но определённо могу сказать, что этот опыт очень много даёт мне для собственного развития — и в профессиональном плане, и как личности.
Ученики своего нового преподавателя тоже встретили дружелюбно, с искренним интересом. Но, разумеется, не упускают момента, чтобы «испытать на прочность», как это вообще свойственно детям.
— Бывают некоторые проблемы с дисциплиной, но в целом с учениками ладим. Дети видят мою готовность помогать им в получении новых знаний и начинают ценить это. Помимо уроков веду дополнительные занятия в форме разговорного клуба EnClub, в котором сейчас шестеро участников, а также дополнительные уроки для желающих. Их пока посещают четверо учеников, — с улыбкой признаётся Милица. — А ещё у меня здесь появилось отчество. У сербов его обычно нет, только имя и фамилия, но в России к старшим принято обращаться по отчеству, поэтому для своих учеников я теперь Милица Райковна.
Общаясь с участниками программы «Учитель для России», убеждаешься, что это действительно живое, реально работающее, приносящее настоящую пользу начинание. Люди, едущие в глубинку нести свет знания, заражают энтузиазмом и своих учеников. Кто-то из них, вероятно, по окончании двухлетнего срока, в течение которого они получают дополнительные выплаты и поддержку в рамках программы, вернутся к прежним занятиям или изберут другую профессию. Но некоторые, несомненно, прикипят к сельской школе и задержатся здесь надолго. А их педагогическое мастерство будет прирастать с опытом, помогая всё новым и новым ученикам отыскать свою дорогу в жизни.