Лента новостей
Статья28 декабря 2017, 16:26

Из Сербии — с любовью

Проблема школьного образования — ключевая для развития и са­мого существования любого государства. Для России, остро нуждающейся в опережающем росте во всех сферах экономики и общественной жизни, она особенно актуальна. Не случайно президент В.В. Путин посвятил один из своих майских указов, определивших стратегические на­правления развития страны на годы вперёд, вопросам образования.


Однако предпринимаемых государством мер для поддержки школьного образования порой оказывается недостаточно. Так, во многих образовательных учреждениях, особенно сельских, по-прежнему не хватает учителей. Один из путей исправления такого положения открылся благодаря волонтёрской программе «Учитель для Рос­сии».

Программа первоначально возникла как частная студенческая инициатива, но вскоре была поддержана ря­дом крупных организаций, в том числе финансовых. В 2015 году первые 40 участников программы, зачастую не являющихся профессиональными педагогами, но обладающих необходимыми знаниями по предметам и прошедших подготовительный курс, на два года направились в школы Москвы, Московской и Воро­нежской областей. С 2016 года к программе «Учитель для России» подключились Калуж­ская и Тамбовская области. В нашем районе партнёрами программы стали Сабуро-Покровский, Вырубовский и Екатерининский филиалы школы №1.

Среди учителей, приехавших на работу в Сабуро-По­кровский филиал, оказалась и Милица Николич, которая с 16 октября 2017 года преподаёт здесь английский язык.
— Я родилась в Боснии, получила степень бакалавра мировой литературы в университете Белграда, столицы Сербии. А затем поступила в магистратуру Санкт-Петербургского государственного университета, что­бы углубленно изучать русский язык и русскую литературу. В России мне очень понравилось, захотелось попробовать здесь поработать. Когда узнала о программе «Учитель для России», решила принять в ней участие, хотя поначалу и не была уверена, что получится, так как опасалась, что не смогу работать с детьми, — вспоминает молодой педагог. — Прошла собеседование, а затем и остальные этапы программы. Пришло время выбирать школу. Тогда я решила поехать в село Са­буро-Покровское преподавать иностранный язык, что­бы узнать Россию с другой, непарадной стороны, ведь до этого бывала только в Мо­скве и Санкт-Петербурге.

Как признаётся Милица, родственники её в этом начинании поддержали. А школа ей понравилась сразу, как только она её увидела. Встре­тили молодого учителя в Сабуро-Покровском тепло и приветливо. Бытовых проблем для горожанки тоже не возникло, так как в большинстве сёл района в настоящее время созданы нормальные условия для жизни. В доме, который снимают молодые учителя, имеется газ, вода, электричество — все те же удобства, что и в любой городской квартире.
Несмотря на расстояние, оторванности от своей семьи, оставшейся в Белграде, Мили­ца не ощущает. Современные технологии позволяют регулярно общаться с родными, на каникулах она старается съездить в Сербию, чтобы навестить их. А весной родственники молодого педагога мечтают сами приехать в Сабуро-Покровское в гости. Ей хочется, чтобы они сами увидели и прочувствовали здешнюю жизнь и особенности отношений между людьми.

— Когда приехала в Никифоровский район, была поражена домашней атмосферой и человеческим теплом, которыми меня здесь окружили. Директор школьного филиала Марина Вла­димировна, к которой я пришла на собеседование, ждала меня с чаем и пирогами, внимательно выслушала и помогла устроиться на новом месте. Большую помощь оказывали и продолжают оказывать и другие коллеги, — говорит Милица. — Местные жители, даже не будучи знакомы со мной лично, знают обо мне и относятся хорошо. Мои русские друзья со мной часто не соглашаются в этом, но на самом деле здесь очень добрые и отзывчивые люди. В России в значительной степени сохранились нравственные ценности, ко­торые в Сербии, находящейся под более сильным западным влиянием, к моему глубокому сожалению, в значительной мере утрачены. А именно взаимовыручка, осознание общности интересов, готовность прийти на помощь другому человеку. Это, кстати, до сих пор проявляется и в русской литературе, где текст не просто облачён в красивую форму, но и имеет внутреннее, глубинное со­держание, а человек традиционно находится в центре внимания. В этом я убедилась, знакомясь с творчеством современных российских авторов. Таких, например, как Захар Прилепин, а особенно Евгений Водолазкин с его романом «Лавр».

Особых проблем в адаптации к новой для неё среде у Милицы не возникло. Помог опыт проживания в Северной столице, где приехавшему в Россию иностранцу проще всего привыкать к новым условиям, а в большей степени сказались общность проис­хождения и культурная близость русского и сербского народов.
— Приятно находиться в стране, где к твоему народу и твоему государству относятся с искренним уважением и симпатией. К тому же, большой моральный заряд даёт ощущение сопричастности живому и полезному делу, которое рождает работа в сельской школе. Я стараюсь помочь своим ученикам отыскать в себе мотивацию к получению образования, изу­чению иностранного языка, дать им понять, насколько это важно и какие перспективы открывает в жизни, — так видит свою задачу начинающий педагог. — Пока ещё не знаю, останусь ли работать здесь после завершения предусмотренного программой двухлетнего срока. Но определённо могу сказать, что этот опыт очень много даёт мне для собственного развития — и в профессиональном плане, и как личности.

Ученики своего нового преподавателя тоже встретили дружелюбно, с искренним интересом. Но, разумеется, не упускают момента, чтобы «испытать на прочность», как это вообще свойственно детям.
— Бывают некоторые проблемы с дисциплиной, но в целом с учениками ладим. Дети видят мою готовность помогать им в получении новых знаний и начинают ценить это. Помимо уроков веду дополнительные занятия в форме разговорного клуба EnClub, в котором сейчас шестеро участников, а также дополнительные уроки для желающих. Их пока посещают четверо учеников, — с улыбкой признаётся Милица. — А ещё у меня здесь появилось отчество. У сербов его обычно нет, только имя и фамилия, но в России к старшим принято обращаться по отчеству, поэтому для своих учеников я теперь Милица Райковна.

Общаясь с участниками программы «Учитель для России», убеждаешься, что это действительно живое, реально работающее, приносящее настоящую пользу начинание. Люди, едущие в глубинку нести свет знания, заражают энтузиазмом и сво­их учеников. Кто-то из них, вероятно, по окончании двухлетнего срока, в течение которого они получают дополнительные выплаты и поддержку в рамках программы, вернутся к прежним занятиям или изберут другую профессию. Но некоторые, несомненно, прикипят к сельской школе и задержатся здесь надолго. А их педагогическое мастерство будет прирастать с опытом, помогая всё новым и новым ученикам отыскать свою дорогу в жизни.

Автор:Дмитрий ХАТУНЦЕВ. Фото автора