Лента новостей
Статья12 декабря 2017, 16:10

Фермерский разрез

Особенности учёта и отчётности крестьянско-фермерских хозяйств не позволяют в данный момент сделать сколь-нибудь достоверные выводы об экономической составляющей завершившихся сельхозработ, но мы всё же постараемся «измерить температуру» сампурского частного аграрного сектора, опираясь на его сводную урожайно-зарплатную статистику.

Гиганты и карлики

С момента образования фермерства, появившегося или, скорее, возродившегося у нас в самом начале 90-х годов минувшего века, оно постоянно, от сезона к сезону «просеивалось» сквозь жёсткое рыночное сито.

Впрочем, влиял на количество КФХ в районе не только и не столько фактор цен, сколько «датчики» профессионализма, коммуникабельности и предпринимательской хватки.

Пройти сквозь строй полевых сезонов, из которых благоприятными были единицы, удалось далеко не всем. Из почти 200 фермеров, в разные годы потянувших единоличную крестьянскую лямку, к началу 2017 года в строю осталось всего 37. А если взглянуть на этот вопрос не формально, то и того менее, так как некоторые КФХ остались самостоятельными производственными единицами лишь на бумаге, а на практике объединились в своеобразные мини-колхозы.

Выражаясь народным языком, за минувшие четверть века сампурское фермерство прошло не только утруску и усушку, но и калибровку, после которой на карте района на фоне сонма мелких, скандинавского гектарного уровня, появилось несколько крупных, отличающихся от коллективных лишь организационной формой, и средних фермерских хозяйств.

К крупным у нас на сегодняшний день относятся КФХ Юрия Игнатушина (3012 гектаров пашни), Вячеслава Старостина (2202 гектара), Артура Арутюняна (1909 гектаров) и Руслана Абдуллаева. Правда, у последнего основная часть земельного массива находится в границах соседнего района.

Именно они вместе с рядом заметно повысивших свой уровень середняков - таких как КФХ Александра Фетисова, Алексея Семёнова, Сергея Татаринова - являются локомотивом, тянущим фермерский «состав» вперёд.

Прочие - с площадью пашни менее 200-300 гектаров - статистику района вряд ли улучшают, занимаясь, за редким исключением, земледелием экстенсивного типа и решая свои часто далёкие от понятия «интенсификация производства» задачи.

Крестьянская доля
Всего в завершающемся году фермеры возделывали 13488 гектаров сампурских чернозёмов - 17,5 процента всей пашни района.

Сформированный на них продовольственный севооборот выглядел следующим образом: озимая пшеница – 2413 га (14,3% от районного сева этой культуры), ячмень – 2822 га (24,8%), яровая пшеница – 747 га (16,4%), горох – 175 га (4,8%), овёс – 201 га (36,2%), гречиха – 500 га (21,3%), кукуруза на зерно – 600 га (16,7%), соя – 600 га (10%), подсолнечник – 3187 га (29,9%), сахарная свёкла – 358 га (6,7 процента).

Кроме того, единственный в районе, на 10-гектарном участке своих полей фермер Александр Жаров выращивал (и вырастил) горчицу.

После подсчёта отгруженного на тока урожая оказалось, что фермерский вклад в рекордный для района валовой сбор зерна составил 27,5 тысячи тонн, или 16,5 процента. При этом на фоне достойных результатов передовых фермерских хозяйств усреднённая статистика урожайности всё же уступила показателю коллективного сектора – 37,9 против 41,2 центнера с гектара.

Аналогичная картина сложилась и в масличном сегменте культур: из подсолнечной валовки района в 18,4 тысячи тонн (по данным на начало ноября) на долю КФХ пришлось лишь 3,5 тысячи тонн – 19 процентов. При этом с каждого из гектаров фермеры получили маслосемян на 19,3 процента меньше своих коллег из кооперативов и акционерных обществ.

Докладывая об итогах сельскохозяйственного сезона, первый заместитель главы администрации района Владимир Клинцов особо отметил весомый вклад в развитие нашего района ряда фермерских хозяйств - и в первую очередь КФХ Старостина, Абдуллаева, Арутюняна, Игнатушина, Семёнова, Фетисова и Татаринова.

- Высокой урожайности зерна, - в частности подчеркнул он, - достигли в КФХ Старостина (47,7 ц/га), Арутюняна (47,3 ц/га), Фетисова ( 41,8 ц/га), Семёнова (43,1 ц/га); подсолнечника – в КФХ Фетисова (24ц/га), Семёнова (23 ц/га), Арутюняна (21,9 ц/га) и Старостина (21 ц/га).

Слабое звено
Ведя речь о животноводстве, Владимир Клинцов фермеров упоминал гораздо реже, так как эта затратная и хлопотная сторона сельскохозяйственного производства, прямо скажем, не пользуется в их среде популярностью.

Скорее исключением, чем правилом в данном случае являются «мраморный» проект Артура Арутюняна, молочные семейные фермы Сёминой и Евдокимовой (там, кстати, за 10 месяцев уже надоили более 700 тонн молока – по 3526 килограммов от каждой фуражной коровы), а также не блистающая результатами молочная ферма образца XX века КФХ Васюкова.

Это не озвучивалось в ходе праздничного вечера, но определённая сдержанность в оценке работы фермеров, как нам кажется, была напрямую связана с ещё одним очень важным показателем, которому в настоящее время уделяется самое пристальное внимание на всех властных уровнях.

Зарплата… Её величина определяет жизнь как отдельно взятых работников, так и, в конечном итоге, всего трудового коллектива. А в более крупном масштабе – социальный климат в том или ином населённом пункте.

Не случайно именно солидность зарплатного кошелька стала одним из критериев оценки не только производственных коллективов, но и муниципалитетов в целом. И именно этот компонент традиционно «хромает» у фермеров больше всего.

Как было озвучено на октябрьском рабочем совещании с руководителями-аграриями, по итогам трёх кварталов 2017 года средняя зарплата в фермерском секторе районного сельского хозяйства отстала от коллективного её уровня на 41 процент и остановилась на скромном рубеже в 15378 рублей.

Разрыв мог бы быть и больше, если бы не КФХ отца и сына Старостиных, где среднемесячные выплаты составили в первом случае 23,7 тысячи, а во втором – чуть более 20 тысяч рублей.

У середнячка Смирнова (площадь пашни 395 гектаров) один наёмный рабочий получал в течение названного периода по 15 тысяч рублей. По 14,4 тысячи, начиная с июля, платили 37 наёмным рабочим в КФХ Арутюняна. Во всех прочих фермерских хозяйствах средняя, подчеркнём, официальная зарплата оказалась ещё ниже – в пределах 12-13 тысяч рублей, а антирекордом уже привычно отметилось растениеводческо-животноводческое КФХ Васюкова, где, если верить официальной статистике, рабочие за месяц трудов получают скромные 8,5 тысячи рублей.

Впрочем, относиться к приведённым данным стоит с большой долей скептицизма. Будь они правдивыми, механизаторы давно бы плавно перетекли в коллективный стан. И если этого ещё не произошло, то речь нужно вести не о скудости фермерских касс, а своеобразии, скажем так, трудовых отношений, которое, напомним, частично или полностью лишает работников будущего пенсиона, а районный бюджет – энной суммы средств, которых там набегает совсем не так много, как того требуют многочисленные наши коммунальные и не только болячки.
Автор:Владимир Поветкин