Лента новостей
Статья6 декабря 2017, 09:40

Противодействие коррупции - в приоритете

Россия подписала её одной из первых. Именно дата 9 декабря и стала Международным днём борьбы с коррупцией. Целью его учреждения, как указано в резолюции Генассамблеи, было углубление понимания проблемы коррупции.

Выступая на расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры в марте текущего года, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин назвал противодействие коррупции и криминалу важнейшим направлением деятельности прокуратуры. По словам главы государства, в 2016 году по материалам прокурорских проверок было возбуждено 3,8 тысячи уголовных дел антикоррупционного характера.

Какие же преступления и правонарушения относятся к категории коррупционных, насколько актуальна эта проблема для нашего города и района, рассказала заместитель Уваровского межрайпрокурора Мария Владимировна Афончикова:

- Согласно статье 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции", коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

В соответствии со статьёй 5 этого же Закона, Генеральный прокурор РФ и подчинённые ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Работа Уваровской межрайпрокуратуры в указанной сфере осуществляется в соответствии с приказом Генеральной прокуратуры от 29 августа 2014 года №454, согласно которому своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, минимализация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений являются важнейшей надзорной деятельностью прокуратуры. Работа весьма обширна, так как проявления коррупции могут быть выявлены в любой сфере правоотношений. Так, например, устанавливается, что работы по заключённому договору оплачиваются в полном объёме, тогда как в действительности они либо не выполнены вообще, либо выполнены плохо. Выясняем, в чём причина, и обнаруживаем, что подрядчиком является близкий родственник заказчика. В данном случае имеется прямая заинтересованность, то есть не что иное, как коррупционное правонарушение.

Возможна и масса других нарушений, как, например, выделение земельных участков "своим людям" без торгов, выдача различного рода разрешений без надлежащих документов, начисление необоснованных премий, трудоустройство за вознаграждение и т.п. Практически по результатам каждой проверки прокуратурой даётся оценка выявленным нарушениям на предмет коррупционности.

Достаточное внимание уделяется проверкам достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых муниципальными, государственными служащими. Ежегодно в указанной сфере прокуратурой выявляются нарушения. Укрываются как иные, не связанные с основной работой доходы, так и вклады в кредитных учреждениях и различное имущество.

Обязанность предоставления сведений о доходах своих и членов своей семьи предусмотрена как для государственных и муниципальных служащих, так и для должностных лиц, замещающих муниципальные должности (главы муниципальных образований, депутаты). За непредоставление указанных сведений либо предоставление заведомо неполных сведений вполне реально лишиться занимаемой должности, а также утратить статус депутата.

Возможно, многие не знают, что указанные лица обязаны представлять также сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций), совершённой им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году предоставления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчётному периоду, и об источниках получения средств, за счёт которых совершены эти сделки.

Указанным механизмом можно выявить лиц, которые имеют нелегальный, возможно, криминальный доход. Естественно, такие чиновники обращают на себя внимание соответствующих органов. В последнее время по всей стране распространяется практика взыскания в пользу государства по решению суда имущества, приобретённого служащим или членом его семьи на доходы, легальность которых он подтвердить не смог. Риск лишиться нажитого должен подвигнуть чиновников выбрать либо добросовестную службу, либо сомнительные сделки частного характера и мздоимство.

В текущем периоде 2017 года в правоохранительных органах города Уварово и Уваровского района зарегистрировано 6 сообщений о преступлениях коррупционной направленности, в основном это взятки. Однако имеют место и другие факты. Так, например, возбуждено уголовное дело в отношении руководителя одного из учреждений по факту незаконного премирования отдельных работников. Премирование осуществлялось руководителем с превышением полномочий за счёт бюджетных средств. Уголовное дело, возбуждённое по части 1 статьи 286 УК РФ, находится в стадии рассмотрения.

Каждый работодатель должен знать
В соответствии с ч.4 ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции" работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более ста тысяч рублей с гражданином, замещающим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. За невыполнение указанного требования Закона наступает административная ответственность по ст.19.29 "Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего" КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на гражданина в размере до 4 тысяч рублей, на должностных лиц - до 50 тысяч рублей, на юридических лиц - до 500 тысяч рублей.
Автор:Татьяна Сиднева