Лента новостей
Статья6 декабря 2017, 09:14

«Золотые» головы

Считается, что каждый ребёнок талантлив, главное, выявить у него способности. Важно распознать одарённого ребёнка, помочь ему найти своё предназначение. Прийти на выручку могут родители и педагоги, которые изо дня в день с ним общаются. «Сейчас в мире, как вы знаете, идёт напряжённая борьба за интеллектуальные ресурсы. И для нас очень важно не потерять ни одного талантливого ребёнка. Работа по их выявлению и сопровождению по жизни, во всяком случае, в той её части, которая касается получения образования и профессиональных навыков, должна быть приоритетной», – подчёркивает Президент России Владимир Путин. В базе данных одарённых детей нашего района – порядка 250 юных первомайцев. Они хорошо учатся, рисуют, поют и занимаются спортом. А одиннадцатиклассник первого корпуса школы В. Казаков даже разрабатывает проекты технических новинок и побеждает в инженерных соревнованиях по направлению «Космические системы».

Обычный, но необычный
Витя – обычный старшеклассник: высокий, худощавый, не любит белых рубашек и особенно бабочек, надевать которые приходится всё чаще. Парень – ведущий многих школьных мероприятий, участник интеллектуальных игр, конференций и конкурсов. С учёбой дружил всегда, но интерес к исследовательской деятельности появился в седьмом классе.

«Сначала участвовал в школьных конкурсах просто из любопытства, – рассказывает В. Казаков. – Не выбирал тематику и направленность – пробовал «на вкус» всё. Со временем понял, что меня интересует – математика, физика, всё, что каким-то образом связано с техникой».

Витя вступил в научное общество учащихся «Через тернии к звёздам», в котором вместе с другими заинтересованными ребятами под руководством методиста первого корпуса школы Р. Титковой занялся исследовательской деятельностью. Работая над проектами, школьник развивал кругозор, получал новые знания. Компьютер стал верным другом парня. В 2015 году Витя подготовил научно-исследовательский проект «Облака информационных технологий».

«В своей работе на опыте нашей школы я рассказал о пользе и удобстве, которые даёт хранение информации на облаке, – рассказывает В. Казаков. – Облако станет надёжным помощником в том случае, если вам надоело бегать между работой или местом учёбы и домом с флешкой, носить постоянно ноутбук или планшет с нужными файлами, и вы хотите, чтобы ваши важные файлы были доступны вам на любом компьютере или мобильном устройстве. Этот проект вызвал интерес и был опубликован в сборнике «Путь в науку». Ещё одна работа «Пищевые добавки и их влияние на человека» была включена в сборник «Детские открытия – великим исследованиям». Для меня это настоящее достижение».

На лифте в будущее
Ещё один, пожалуй, самый масштабный и значимый проект Витя подготовил для участия во Всероссийском конкурсе региональных молодёжных проектов «Система приоритетов». Школьник разработал проект экологической автомобильной мойки.

«Чистая машина – это не просто эстетично, но и важно для технического состояния автомобиля, – говорит В. Казаков. – И если совсем недавно многие мыли автомобили рядом с домом, то сегодня удобнее и быстрее сделать это на автомойке. Все мы знаем, что отработанная на станции вода содержит большое количество технических примесей. Она попадает в почву, капли рассеиваются в воздухе. Поэтому у меня и родилась мысль о том, как сделать этот процесс экологичным. Исследуя тему, пришёл к выводу, что достичь желаемого можно двумя путями – переведя систему водоснабжения автомойки на замкнутый цикл (в этом случае потребуются очистные сооружения) или установить на «выходе» отработанной воды фильтр с песком. В последнем случае песок с техническими примесями потребуется вывозить для утилизации 1 раз в год».

Членов жюри заинтересовал проект парня, его нестандартный взгляд на, казалось бы, обычные вещи. Виктор занял первое место в конкурсе, за что был награждён путёвкой в лагерь «Орлёнок» для участия в инженерно-конструкторской школе «Лифт в будущее». Там школьник стал победителем инженерных соревнований (направление «Космические системы»).

Не единственный
«Виктор – талантливый ученик, – говорит методист Первомайской школы Н. Самохвалова, курирующая работу с одарёнными детьми. – Любознательный, целеустремлённый юноша проявляет интерес к изучению таких предметов, как математика, физика, информатика, биология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности. На протяжении нескольких лет становился победителем школьных и муниципальных этапов Всероссийской олимпиады школьников, принимал участие в 68-й региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов Мичуринского аграрного университета по математике и русскому языку. Учась в 10 классе, Виктор прошёл довузовскую подготовку в профильном классе ТГТУ по инженерно-техническому профилю. А летом текущего года принял участие в молодёжном образовательном форуме «Энергия-2017», который прошёл в селе Подоскляй Рассказовского района. Радует, что таких талантливых и заинтересованных учеников в школе много. Педагоги стараются поддержать интерес детей к самостоятельной исследовательской деятельности. Помимо научного общества «Через тернии к звёздам», действующего в первом корпусе школы, работают научные общества учащихся «Эксперимент» (в Хобот-Богоявленском филиале) и «Росток» (в Хоботовском филиале). Также на базе Хобот-Богоявленского филиала действует пресс-центр «Родник», целью которого является развитие творческих способностей, воспитание информационной культуры и формирование активной жизненной позиции школьников. Вместе с педагогами дети выпускают печатное издание Хобот-Богоявленского сельского социокультурного комплекса – газету «Родник».

На площадкахдля одарённых
В работе с одарёнными детьми, которая начинается в раннем возрасте, применяются игровые виды деятельности.

«Первомайский детский сад является областной стажёрской площадкой по работе с одарёнными детьми, а на базе филиала «Дружба» функционирует ресурсный центр «Одарённый ребёнок», – говорит заведующий Первомайским детским садом Т. Рогатина. – Способности детей развиваем на кружковых занятиях по нетрадиционным техникам рисования, декоративно-прикладному искусству, хореографических, театральных, музыкальных занятиях, организованных в том числе и в сотрудничестве со школой искусств. Дети начинают проявлять интерес, способности к тем или иным занятиям. Уже на этом этапе педагоги и родители видят, к чему склонен ребёнок, на развитие какой стороны его личности стоит обратить внимание».

В рамках дополнительного образования детей большое внимание уделяется художественному и физкультурно-спортивному направлениям. Творческие объединения Дома детского творчества, отделения школы искусств и секции детско-юношеской спортивной школы посещают более полутора тысяч юных первомайцев.
Усилия педагогов района по развитию способностей детей координирует Центр по работе с одарёнными детьми, действующий на базе ДДТ.

«В каждом образовательном учреждении выстроена система работы с талантливыми и высокомотивированными детьми, – говорит руководитель Центра по работе с одарёнными детьми, методист ДДТ С. Болашова. – Дом детского творчества как ресурсный центр по работе с одарёнными детьми, координирует эту работу. Для педагогов Первомайской школы, детского сада, спортшколы, школы искусств и ДДТ проводятся мастер-классы, открытые занятия. Это позволяет значительно расширить спектр применяемых в работе с детьми приёмов и методик».

Одарённость развивать – важно, но не менее значимо создать условия для самореализации взрослеющих первомайцев. Как говорит Президент России В. Путин, «мы с вами должны это сделать не путём административных ограничений, а путём создания наилучших условий для применения талантов».
Автор:Анастасия МОИСЕЕВА.