Лента новостей
Статья21 ноября 2017, 10:25

Беспокойное счастье

Фамилия "Чичунов" в нашем районе не слишком распространена и почти все её обладатели - члены одной большой семьи. Раиса Григорьевна и Михаил Петрович дали жизнь шестнадцати детям: восемь сыновей и восемь дочерей вырастили Чичуновы.

Представления о многодетной семье у большинства из нас не радужные: дети, как правило, не слишком ухоженные, часто бесконтрольные со стороны родителей, не блещут интеллектом. Чичуновы же этот стереотип разбивают вдребезги. Один из представителей этого семейства, Владимир, был моим одноклассником. Я никогда бы не подумала, что он - не единственный сынок у мамы-домохозяйки и хорошо зарабатывающего папы. Выглядел он всегда опрятно, одежда, будто с иголочки, прекрасно учился, был интересен как собеседник, вежлив, воспитан, а уж с таким учреждением, как инспекция по делам несовершеннолетних, был знаком лишь понаслышке. Все эти положительные качества Володи не отличали, а скорее объединяли его с братьями и сёстрами. Естественно, не сами по себе росли такие дети в семье Чичуновых. Всем хорошим обязаны они матери - Раисе Григорьевне.

… Детство Раи пришлось на военные и первые послевоенные годы. Она была бойкой смышлёной девочкой. Ей одинаково легко давались и учёба, и хозяйственные премудрости. В школе была далеко не из последних - семилетку окончила без троек. Трудно сказать, как бы сложилась её судьба, если бы жила с родным отцом, а не отчимом, который видел в девушке только работницу и лишний рот. "С твоей головой надо дальше учиться, глядишь, в люди выйдешь", - сказал ей мамин брат, приехавший в гости из Сибири, звал её с собой. Раиса загорелась идеей уехать с ним в город. Как ни сложно было колхозникам в то время получить паспорт, документ всё-таки удалось выручить. И когда уже собирались вещи перед дальней дорогой, мама кинулась на грудь дочери с причитаниями: "Куда же моя деточка уезжает, на кого же меня оставляет?!". Не уехала Рая, не оставила родной дом.

А вскоре посватался к Рае парень - Михаил Чичунов. Было ей тогда 18 лет. Девушка долго не раздумывала, и молодые поженились. Появления первенца, как и в любой семье, ожидали с нетерпением. Отец, конечно, мечтал о сыне. А на свет появилась лапочка-дочка - Люба. О детских колясках, кроватках в деревне тогда и слыхом не слыхивали. Сколотили деревянный коробок, приделали колёса, и в этой с позволения сказать коляске и росла малышка. Не успела подрасти первая дочка, как Бог дал второго ребёнка, а вскоре появился и третий. "Нам хватит: две дочки и сын", - решили Чичуновы. Но когда молодая женщина прервала нежелательную беременность, над её здоровьем и даже жизнью нависла серьёзная угроза. Раиса Григорьевна расценила это как предостережение свыше. "Сколько Бог даст, столько и буду рожать. Бог даст детей, даст и на детей", - определила для себя женщина. И почти каждый год семья увеличивалась на одного человека. Семь мальчишек подряд появились у Чичуновых. "Господи, у соседей два сына, и то каждый день пьянки и драки. А у меня-то что будет, настоящая война?", - с ужасом думала мать. Но эта доля её миновала: мальчишки росли спокойными, скромными, дружными и, что особенно радовало Раису Григорьевну, равнодушными к спиртному. Впрочем, "росли" - слово неточное. Такими их воспитывала, растила мать.

А после такого "мужского засилья" в семье Бог дал Чичуновым ещё шесть дочерей. Чтобы все были сыты и одеты не хуже других, Чичуновы всегда держали большое хозяйство, обрабатывали огромный огород. Михаил Петрович работал в колхозе, Раиса Григорьевна не покладая рук, без сна и отдыха трудилась на дому. Чтобы ребята утром в школу шли чистенькими, каждый вечер мать стирала и ночью раз по пять вставала, крутила брючки и свитерочки около печки, чтобы быстрее сохли. Целый день - в хозяйских хлопотах: коров подоить, покормить, поесть приготовить, да и маленькие постоянного внимания требуют. "Бывало, к старшим и в тетрадь заглянуть некогда. А у Любы - с математикой проблемы. Вечером, вместо сказки на ночь, задачи с ней решала, - вспоминает Раиса Григорьевна. - Когда сама спала, не знаю".

Когда первые дети подросли, некоторые проблемы отпали сами собой: появились помощники по хозяйству и "воспитатели". Какие требования предъявляла мать к старшим, того же добивались старшие от младших. Пока уроки не сделаны, никто ничем другим заниматься не будет, в доме за пять минут уберутся, а не в меру расшалившимся, чтобы стать паиньками, достаточно лишь строгого взгляда матери.

Чтобы дети не выглядели хуже других, Раиса Григорьевна сама и шила одежду для них, и пряла, и вязала. И когда только успевала? По общему мнению односельчан, чище и наряднее Чичуновых не было в Сестрёнке детей. Никогда ни к кому не обращалась мать-героиня за помощью. Все проблемы решались в кругу семьи, материальные трудности преодолевались только собственным трудом.

Единственное, за что благодарит Раиса Григорьевна судьбу - здоровье. "И сама не калека, и дети - все здравые, все правые, по больницам с ними сроду не ходила. И внучата - все здоровые, тьфу-тьфу, чтоб не сглазить".

Оглядываясь на прожитые годы, самая многодетная мать в нашей области вспоминает не только заботы и работу (а сколько их выпало на долю женщины - не счесть, до сих пор сидеть без дела не научилась). Вспоминает и хорошее:"Люди раньше жили куда беднее, но веселее. Бывало, по всему селу с гармошкой ходили, песни пели. Радость была искренней, человек к человеку добрее был". Этому учила (и научила) своих детей: радоваться каждому дню, не унывать, не опускать руки, не пасовать перед трудностями, искать отдохновения душе не на стороне, не в бутылке, а в своей семье, в улыбке, каждом слове ребёнка.

Теперь "птенцы" из гнезда Чичуновых оперились и разлетелись, благополучно вьют свои гнёзда. Все Чичуновы успешно отучились в школе (Валентина и Людмила отмечены "серебряными" медалями), все имеют специальное образование (пятеро - высшее). Есть среди них агрономы, зоотехники, правоведы, медики, коммерсанты и операторы ЭВМ. Никто не потерялся в нашей, такой непростой жизни. До сих пор для теперь уже взрослых людей мать - главный советчик и самый строгий судья. Со всех концов России съезжаются к ней сыновья и дочери в отпуск. И нет для матери дней счастливее этих, хлопотных и беспокойных. Случается, что одновременно под крышей родительского дома собираются по двадцать пять - тридцать человек, взрослых и детей. Тогда в ход идут все 22 подушки, которые есть в доме, бывают задействованы все спальные места, и едва ли не каждый квадратный метр пола становится для многочисленных гостей спальным ложем. Каждого мать старается побаловать любимым в детстве блюдом, для каждого припасены какие-то гостинцы. И хотя все живут далеко не бедно, сами в Сестрёнку никогда не приезжают с пустыми руками, но взрослые и обеспеченные люди радуются маминым дарам, как в детстве.

Раиса Григорьевна - такая уютная, домашняя, тёплая, дородная, наделённая подлинно русской красотой женщина, истинная хранительница семейного очага. Интерьер дома украшают собственноручно вязаные и вышитые подзоры, накидушки, дорожки. На окнах и стенах - буйная зелень. Цветы Раиса Григорьевна любила и разводила всегда. В доме мирно уживаются и диковинные заморские лимоны и привычная деревенская герань, и необычной красоты фиалки, и многие-многие другие растения. И даже развесистый плющ, который по народным суевериям приносит в дом несчастье, в атмосфере добра, мира и покоя дома Чичуновых лишь радует глаз и очищает воздух.

Счастливы дети, имеющие такую Мать. Счастлива и мать, сумевшая воспитать таких детей. И ни на какие сокровища мира не променяла бы Раиса Григорьевна Чичунова своё, такое трудное и беспокойное счастье.
Автор:Тамара Толстова