Лента новостей
Статья9 ноября 2017, 09:12

По новому регламенту

Почти три недели прошло с того момента, как вступил в силу приказ МВД России от 23 сентября 2017 года №664 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения". Этот документ разработан взамен действовавшего с 2009 года регламента. Но для многих автолюбителей до сих пор неясно, какие же изменения произошли. Попробуем разобраться, а поможет нам в этом информация, размещённая на официальном сайте Госавтоинспекции www.gibdd.ru.

Остановки по требованию

На самом деле, новшеств не так уж и много. Самое обсуждаемое - то, что инспекторы ГИБДД теперь наделены правом останавливать водителей для проверки документов на любом участке дороги, а не только на стационарных постах, как это было предусмотрено прежним регламентом. Обусловлено это тем, что за последние годы количество постов ДПС значительно сократилось, но вместе с тем выросло количество граждан, садящихся за руль, не имея на то прав. Для обеспечения безопасности дорожного движения необходимо усилить контроль улично-дорожной сети. К имеющимся ранее основаниям для остановки сотрудником автомобиля вне стационарного поста ДПС (выявление факта нарушения водителем Правил дорожного движения; наличие ориентировок о причастности транспортного средства к совершению правонарушения; необходимость опроса водителя или его привлечения в качестве понятого; для оказания помощи в случае необходимости использования транспортного средства; при проведении специальных профилактических и иных мероприятий) добавилось основание в части, касающейся проверки документов, которое ранее могло применяться только на стационарном посту ДПС.

В документе особо оговаривается, что инспекторам запрещено организовывать засады. Патрульный должен быть хорошо виден всем участникам движения. Однако автомобиль ДПС может быть замаскирован при помощи естественного рельефа в местах с ограниченной видимостью. В частности, располагаться сотрудникам ГИБДД разрешено за поворотами, пригорками и объектами дорожной инфраструктуры.

Помимо самого водителя, инспектор ДПС (как и любой другой сотрудник полиции) вправе попросить предъявить документы для проверки всех пассажиров, находящихся в остановленном автомобиле. В новом регламенте чётко оговаривается и то, в каком виде водитель обязан предъявлять удостоверение и другие документы: без обложек, цепочек и любых удерживающих устройств. Также в регламенте отмечается, что при остановке автомобиля сотруднику полиции можно предъявить как бумажный полис ОСАГО, так и электронный, оформленный через Интернет, который также должен быть распечатан на бумаге.

Внимание: вас снимают!
Ещё один пункт нового регламента, который вызвал множество споров - это использование систем фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения в зонах ремонтных работ. Поводом к принятию такой меры также послужил тот факт, что возросло число автомобильных аварий в зонах сужения проезжих частей в связи с ремонтом дорожного покрытия и реконструкции дорожных сетей. Ранее не допускалось применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными знаками. Теперь такое разрешено, в связи с чем у многих автолюбителей возникает вопрос: а не получится ли так, что ремонт дороги давно завершён, но знак не убрали и камера продолжает исправно фиксировать нарушения? В ГИБДД уверяют: у Госавтоинспекции есть все данные об организации дорожного движения. Если знак должны убрать в чётко определённый день, то его или уберут, или нарушения после установленного срока рассматриваться не будут. В регламент включена также норма о возможности использования технических средств, не принадлежащих органам внутренних дел.

Ещё один момент, касающийся съёмок: в обсуждаемом документе отсутствует положение, запрещающее сотрудникам Госавтоинспекции препятствовать гражданам производить фотовидеосъёмку общения с сотрудниками (в прежнем регламенте такой пункт имелся). Однако это вовсе не означает, что водители лишены такого права. Снимать на телефон или видеорегистратор работу инспекторов ДПС можно, это право прописано в Законе "О полиции". Но съёмка должна производиться так, чтобы это не мешало сотруднику ГИБДД выполнять свою работу. Сам инспектор также имеет право вести съёмку, причём не только на служебный видеорегистратор, но и на собственный мобильный телефон. А если вы совершили какое-то правонарушение и рядом нет понятых, то снимать на камеру он обязан.

Без справки
Ещё одна важная составляющая нового регламента ГИБДД - из него исключены положения, предусматривающие при оформлении дорожной аварии выдачу справки о ДТП. То есть теперь при оформлении дорожно-транспортного происшествия сотрудниками полиции будут оформляться лишь процессуальные документы, предусмотренные законом. Например, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, либо протокол об административном правонарушении, либо постановление по делу об административном правонарушении. В первичном процессуальном документе будут кратко отражаться сведения, которые ранее содержались в справке о ДТП (сведения о транспортных средствах и их повреждениях, о страховых полисах ОСАГО, участниках аварии). А отдельная справка о ДТП выдаваться не будет. Это новшество также насторожило автолюбителей: не возникнут ли сложности при обращении в страховую компанию для урегулирования убытков и последующих выплат? В Госавтоинспекции успокаивают: не возникнут, ведь после аварии водителю вручают копию протокола о ДТП либо копию постановления об административном правонарушении, а там уже есть вся необходимая информация для страховых компаний.

Некоторые изменения коснулись и процедуры освидетельствования водителей на состояние опьянения. В новый регламент включена норма, обязывающая сотрудника полиции при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения доставить водителя к месту, где он был задержан инспектором или где находится его транспортное средство.

Следует также отметить, что часть изменений носит технический характер и нововведениями отнюдь не является. По сути это лишь приведение положений Регламента в соответствие с уже действующим законодательством. Например, убрана возможность изъятия водительских прав и снятия номеров. Но эти меры уже исключены в 2103 году из законодательства и не применяются. То же можно сказать и о процедуре оформления дорожно-транспортного происшествия без участия понятых - она действует с 2014 года.
А закон о том, что допускается предъявлять для проверки инспектору не только традиционный бумажный полис ОСАГО но и распечатку электронного, действует на территории Российской Федерации уже второй год.
Автор:Татьяна Сиднева