Лента новостей
Статья27 сентября 2017, 13:52

Своим трудом прославляли наш край

Сегодняшний выпуск газеты совпадает с днём рождения Тамбовской области. Ей исполнилось 80 лет. Мы решили рассказать о наших земляках, ровесниках области, чьи судьбы прочно связаны с родным краем, об их юности, нелёгком труде.
Работали много, жили проще
К дому Надежды Негодяевой глава сельсовета Елена Куликова нас проводила лично - самостоятельно разобраться в этом хитросплетении деревенских стёжек и дорожек человеку со стороны затруднительно. Когда-то это была многолюдная деревенская улица, оглашаемая с утра мычанием коров, скрипом колодезных журавлей. Сейчас же Надежда Ивановна живёт почти на самом её конце.

Родилась она 20 августа в деревне Дмитриевка в четырёх километрах от Зелёного, тогда ещё Воронежской области. Как подросла, стала по вечерам с подружками бегать в зелёновский клуб на танцы. Ноги сами в пляс пускались под зазывные мелодии знатного гармониста Ивана Негодяева. Так и соединились их судьбы. Переехала Надежда в мужнин дом. Стали жить вместе с его мамой Матрёной Михайловной.

- Золотая была женщина, - вспоминает Надежда Ивановна, - до старости красавица, резвая, бойкая. Прожили под одной крышей более 40 лет. Муж её погиб в войну, трое деток умерли в младенчестве. Когда у нас пошли дети, она их любила без памяти.

И четверых внуков, и дом, и хозяйство Матрёна Михайловна брала на себя. А Надежда Ивановна с мужем пропадали на колхозной ферме. Он скотник, она доярка. Подъёмы затемно, поздние возвращения. Нетрудно представить, какой была эта жизнь. Детей видела только несколько часов днём и ночью, когда они уже спали.

Бабушка внуков хоть и любила, но держала твёрдой рукой, не позволяла мальчишкам разбаловаться. В школу провожала, радовалась, какие они нарядные – «как цветочки». А с первой зарплаты они привезли ей из столицы гостинцы: кофточки, юбочки, платочки, тапочки, каких она в молодости не носила.

Жизнь в трудах пролетела незаметно. Надежда Ивановна давно на пенсии. Богатства не нажила.

- Да и много ли мне надо, - говорит она. – Всё необходимое есть. Я человек простой, деревенский.

Привыкла к крестьянскому труду. Понемногу сажает в огороде овощи, палисадник пестрит цветами. Дети, внуки - частые гости в её доме. На них она радуется.


За каменной стеной
Мария Цыплакова когда-то вместе с Надеждой Негодяевой трудилась на колхозной ферме. Дома её застать не удалось – уехала навестить дочь в соседнее село. Супруг Иван Ефимович мягко улыбнулся: «Я могу рассказать о её жизни. Мы вместе 60 лет».

Мария рано осталась сиротой. Сначала умерла мать, а вскоре отец, имевший контузию с фронта. Жила девочка с его второй женой. Мачеха сироту не обижала. Времена и так были несладкие, послевоенные, жили нелегко. Довелось подростком поработать на свинарнике, потом искала счастье на производстве. А нашла в своём селе.

Иван Ефимович отца своего не знал тоже – его забрала война. И притянулись друг к другу. Ему - 17, ей - 19. Совсем юные. Сразу после свадьбы молодой муж ушёл служить во флот. Обратно жена его встречала уже с первенцем-дочкой на руках. А всего дочерей в семье Марии Петровны и Ивана Ефимовича родилось шестеро.

Мария Петровна в молодости была статная, хрупкая, по виду больше городская, но её руки видели немало труда. Рабочий день начинался и заканчивался затемно. Труд доярок много лет был ручной, и не только доили, ещё и чистили, обрабатывали свёклу. Дома тоже держали корову, лошадь, свиней, свиноматку, птицу.

С детьми помогала свекровь. Шестерых девочек хотелось нарядить, как куколок. Привозили с мужем из Москвы ткани, и Мария Петровна строчила на машинке, шила наряды для своих красавиц.

Наверное, в награду за сиротское детство судьба решила побаловать эту женщину. Иван Ефимович стал её «каменной стеной». Он из тех мужчин, кого называют крепкий хозяин, мастер-золотые руки. Построил три дома. Первый – ещё совсем мальчишкой для мамы и бабушки. А печник какой! Нет в округе такого дома, где бы не грела сельчан его печка.

Сейчас Мария Петровна и Иван Ефимович живут в уютном благоустроенном доме, который уже с трудом может вместить их разросшееся семейство. Дочери с мужьями, 12 внуков, 12 правнуков готовятся к бабушкиному юбилею 25 октября. И снова за семейным столом заискрятся, как в молодости её глаза и разгладятся морщинки.


Нелегко жили, но не унывали
Ещё с одним юбиляром встретились в Новой Павловке. Большую часть жизни он прожил здесь, а в юности помотало его по стране.

Родился Василий Кузнецов в деревне Ларгино Зелёновского сельсовета. Был средним сыном в крестьянской семье из семи ребятишек. Служить в армии попал в Германию. После деревенских пейзажей смотрел на другую жизнь, широко распахнув глаза. Поэтому, когда после учёбы в Новиковском училище предложили поехать в Казахстан осваивать целинные земли, с энтузиазмом согласился. «Едут новосёлы по земле целинной» - эти строчки Василий Васильевич помнит до сих пор. Сейчас тот период вспоминается с ностальгией. Но тогда романтики быстро поубавилось. Осесть постоянно не решился. Поехал к сестре в Грузию, поработал мотористом на судне, потом – Ялта.
А судьба ждала на родине.

Приехав в отпуск к брату в Новопавловку, встретил свою будущую жену. И захотелось остепениться, пустить корни по-настоящему. Василий Васильевич трудился механизатором в местном колхозе, зарабатывал, держали живность, огород. Зинаида Васильевна тоже работала, но больше занималась с домашним хозяйством, ведь детей в их семье родилось одиннадцать. Нелегко жили, но не унывали. Особых благ не имели, заработали дом от колхоза, в котором и сейчас живут. Все дети, отучившись, возвращались на родину, работали в сельском производстве. Когда оно в 90-е стало затухать, подались с семьями в столицу.

Сейчас недалеко от родителей живут только две дочери. Но остальные дети и внуки папу и маму тоже не забывают, бывают наездами. Это их подтверждение того, что не прошли напрасно полные забот годы.

Автор:Елена Маняхина