Лента новостей
Статья20 сентября 2017, 08:40

Антоновщина. Её последствия

В 1921 году действия банды Антонова в Умётском районе прекратлись. Но последствия грабежей и убийств еще долго отражались на жизни сёл и деревень. Только к 1924 году стала налаживаться экономическая жизнь крестьянских общин.

В 1921 году часть полей остались не засеяны по той причине, что не хватало тягловой силы и семян. Кроме имущества, антоновцы отбирали лошадей. По Оржевской волости имеются списки крестьян, у которых отобрали лошадей. Всего было отобрано: д. Васильевка – 8 лошадей, д. Троицкое – 9, с.Творогово – 11, д. Дмитриевка – 6, д. Нюдевка – 3, д. Повалишино – 8, д. Бурчаловка – 24, с. Сулак – 35, д. Солдатчино – 48, с. Елисеевка – 15. А что другие волости? В Глуховской не хватало 282 лошади, в Град-Умётской – 714. Вполне понятно, что львиная доля их была взята бандитами. По этой же причине не была вспахана часть зяби. Зима 1922 года была крайне тяжёлой. Чтобы не умереть с голоду, крестьянам пришлось резать скот. Коров держали до последнего. Последствия были катастрофическими.

Животноводство
Согласно статистическим данным, на весну 1922 года в Глуховкой волости было 857 коров и 2 быка-производителя. Лошадей осталось 983, а жеребцов-производителей – 15.

В Град-Умётской волости на 1 февраля 1922 года числилось: Град-Умёт – коров – 170, бычков – 2; 2-й Умёт – коров -70, бык – 1; Ивановка – коров – 220, быков – нет; Любичи – коров – 164, быков – 2; Сипягино – коров -150, быков – 3; Скачиха – коров - 227; быков – 2. По коневодству данные еще хуже. Во всей волости осталось 966 лошадей и всего 2 жеребца-производителя. Правда в Любичах было 12 жеребцов, но не породистые.

Вполне понятно, что и приплод был крайне мал. На февраль 1922 года: Град-Умёт – бычков -2, телочек – 8; 2-й Умёт – бычков -7, телочек – 17; Любичи – бычков - 8, телочек -3; Сипягино - бычков - 5, телочек – 10; Скачиха - бычков - 4, телочек -14.

Что касается Скачихи, то там было еще дополнительно два племенных бычка у крестьян, но коровы с зимовки вышли такие тощие, что не могли принести приплод.
Уездной властью на этот период было принято ряд мер:
  1. отдано распоряжение волостям о заведении метрических книг, куда заносился весь племенной скот;
  2. на всех бойнях уезда организовано круглосуточное дежурство, чтобы племенной скот не попадал на мясо;
  3. всем закупочным организациям запрещалось покупать на мясо мало-мальски пригодную лошадь;
  4. открыты случные пункты в Васильевке, Оржевке, Глуховке, куда были доставлены по два породистых жеребца.
Сельхозинвентарь
Не лучше было и с сельхозинвентарём. Во2-й Глуховке, Жулидовке, Богдановке сеялок не было вообще, в Сабуровке – только две. Всего по волости насчитывалась 81 сеялка, не хватало - 181. Поэтому во 2-й Глуховке из-за отсутствия сеялок и нехватки семян весной 1922 г. не было засеяно овсом 231 десятина, просом 178 десятин.

В Оржевской волости в основном были сохи – 880 штук, плугов значилось 147, сеялок – 22, жнеек – 12.

По Град-Умётской волости не хватало 702 сохи, было 167 плугов (не хватало 478), сеялок было 67 штук (не хватало 255), и телег тоже не хватало - 722 штуки. Едоков же по всей Град-Умётской волости на тот период насчитывалось 8973 человека.

Сельскохозяйственный 1922-й...
По этим данным видно, что Град-Умётская волость была наиболее пострадавшей от действия банд Антонова. Губернские власти, встревоженные таким делом, приняли срочные меры. На станцию Умёт со станции Чакино гнали гоном 1500 овец, 120 коров и 140 лошадей. Был закуплен и отправлен в Град-Умётскую волость племенной скот из Новохопёрска в количестве 1000 племенных овец, 120 голов крупного рогатого скота, 70 свиней и 140 лошадей. Вообще сельскохозяйственный 1922 год сложился для Град-Умётской волости неудачно. Пострадал ряд населённых пунктов. Наибольший ущерб понесла Скачиха. С 21 по 24 мая случился паводок, в результате которого полностью смыло 7 десятин овса, 48 - ржи, 12 – проса, 9 – картофеля, 8 десятин подсолнечника.

Но, как говорится, беда не приходит одна. 26 мая от Скачихи на Оржевскую волость полосой прошёл градобой. В результате чего в Скачихе погибло5 десятин овса, 6 – подсолнечника, 4 – чечевицы, 5- конопли, 1 десятина капусты. Всего пострадало 115 человек.

В Оржевке пострадали посевы чечевицы, овса, горчицы, подсолнечника. Также был составлен список пострадавших. Во всех волостях были созданы комиссии по обследованию полей на урожай 1923 г.

После уничтожения банд
Что же происходило в Оржевской волости в 1922 году после уничтожения банд?

Во-первых, был создан комитет взаимопомощи, для чего был сделан взнос из расчёта 6 фунтов ржи с едока. Едоков на февраль 1922 года было 9757 человек.

Во-вторых, был создан волостной посевком в составе: Димитриев Пётр Владимирович, Ромашенков Иван Васильевич, Макушкин Александр Никифорович.

В-третьих, была создана комиссия для учёта средств и закупки лошадей в составе от волисполкома – Горшенков, от крестьян – Королев (Сулак) и Макаров (Солдатчино).
В-четвёртых, крестьянам, которые самостоятельно могли засеять землю, выдавалась семенная ссуда.

В-пятых, оказать помощь семьям красноармейцев и неимущим гражданам. Засеять все клочки земли, какого бы размера они не были, яровыми хлебами.

В-шестых, разрешить сельским обществам за счёт собранного зерна закупать лошадей и быков. Так, в Повалишенском обществе было собрано 445 пудов ржи. 185 пудов отдали Бычкову Ивану за лошадь, 55 пудов – Ханыжеву емёну за лошадь, 34 пуда - Жеребцову Ефиму за быка. Остальное зерно – в налог.

Одновременно волисполком вышел с ходатайством о компенсации крестьянам, у которых красноармейские части брали лошадей и давали расписки. Вопрос был решён положительно. В уезде была создана комиссия, которая целый месяц занималась этим делом. Компенсацию давали деньгами: за жеребца – 100 тыс. руб., за лошадь – матку – 130 тыс.руб. В Оржевкой волости компенсацию получил 9 человек. Конечно, тема раскрыта не полностью, но видно трудное экономическое положение в сёлах и деревнях того времени.

Земельная политика
Закончить хочу письмом землемера уездного земельного отдела председателю комиссии ВЦИК В.А.Антонову-Овсеенко.

«В сентябре 1920 года, когда в Кирсанове был организован оперативный штаб по борьбе с бандитизмом, меня пригласили выполнять должность секретаря. В штаб приводили бандитов. Здесь мне пришлось сталкиваться не с помещиками и банкирами, а я воочию встретился с крестьянами-бандитами, которые возмутились «тиранами-коммунистами» и стали уничтожать их без пощады. Пойманные бандиты были одеты в рубище, часто босые, истощенные. Я едва сдерживал себя, сгорая от стыда, что до этого довели, быть может, все здесь сидящие ответственные работники. Я много думал о способах, как парализовать повышенное настроение крестьян против «грабителей» и о мерах и способах, какие нужно ввести в сферу крестьянства и отвлечь их от выражающего гнева. Сейчас я землемер и выполняю рядовую работу. Но душа боли об одном: о бандитах. Мне тяжело и горько слышать, как эти темные несознательные крестьяне сами себе роют могилу на радость российской буржуазии. Я пришел к глубокому убеждению, что не пушками, не пулеметами, не расстрелами можно остановить крестьян на Советскую власть, а решительным и быстрым проведением в жизнь декрета о земле. Народные массы потянулись к земле. Хотя Советская власть и издала декрет о земле, но в жизнь он почти не проводится. Этим совершенно оторвали крестьян от земли. Тяготение крестьян к земле в настоящее время огромно. На основании фактов я утверждаю, что уничтожить бандитизм, поднять сельское хозяйство можно только земельною политикой. Когда крестьянская масса почувствует, что земля действительно принадлежит им, они все потянутся к земле, а бомбы и винтовки побросают в мусорные ямы как ненужный хлам. Только земельной политикой можно создать социалистическое сельское хозяйство. Только земельной политикой можно укрепить РСФСР.
Землемер уземотдела Насонов»

Это действительно так. Не случайно после революции начался разгром помещичьих владений и захват земли, особенно в Васильевской волости, а в Преображенкой на общем сходе крестьяне приняли решение поделить помещичьи земли между собой. Медленное решение этого вопроса о земле будоражило крестьянские массы, чем и воспользовались антоновцы. Однако надо понять и органы Советской власти – шла гражданская война, экономическое положение страны было очень тяжелое, поэтому кроме земледелия пришлось обращать внимание на восстановление промышленности, транспорта, восстановление торговых отношений между городом и деревней и другие не менее важные вопросы. Земельный вопрос всегда остро стоял для России, все крестьянские волнения были связаны с ним, отмена крепостного права тоже не решило этого вопроса, да и создание колхозов далеко не решило проблему.

Сейчас же, когда нет колхозов, появились фермерство, аграрно-промышленные группы, ведется купля-продажа земли, земельный вопрос никак простым не назовешь.
Автор:Владимир Митрохин