Лента новостей
Статья6 сентября 2017, 08:18

От условий — к качеству

Накануне нового учебного года в районе состоялась традиционная августовская конференция работников образования, на которую были приглашены педагогические коллективы школ, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного и среднего профессионального образования, представители органов местного самоуправления, ветераны педагогического труда. В работе конференции также приняли участие глава администрации района А.В. Быков и заместитель начальника отдела правового и кадрового обеспечения управления образования и науки Тамбовской области Н.В. Доманова.

Как всегда, основной содержательной линией конференции стал анализ итогов деятельности прошедшего учебного года и определение задач, которые предстоит решать, исходя из приоритетов стратегии развития области и района, с которым выступила начальник отдела образования администрации района Л.В. Кадунина.

Президент РФ В. Путин объявил в России Десятилетие детства. Это подчеркивает, что главным приоритетом государства является нравственное и физическое здоровье каждого ребенка, его право расти в заботе и любви. Поэтому на первый план сейчас выходит задача создания в нашем районе современной системы образования, повышение его доступности и качества. А этого, по словам Л.В. Кадуниной, невозможно достигнуть, не поменяв существующую инфраструктуру, не создав современную образовательную среду, максимально способствующую развитию каждого ребенка, воспитанию в нем лучших человеческих качеств, начиная с детского сада.

В нашем районе проводится серьезная работа по решению этих задач. Этому способствует выполнение муниципальной программы «Содействие созданию новых мест в общеобразовательных организациях Жердевского района» на 2016–2025 годы, целью которой является модернизация существующих зданий путем проведения капитального ремонта и вывода из эксплуатации зданий с износом более 50 процентов.

К положительным моментам можно отнести обеспечение 100-процентной доступности дошкольного и общего образования для детей, проживающих на территории района, укрепление материально-технической базы учреждений, обеспечение детей горячим питанием, учебниками и учебными пособиями, наличие школьных автобусов для перевозки обучающихся между поселениями, целенаправленная и массовая подготовка учителей для работы в новых условиях и неплохие позиции в рейтинге муниципальных образований области по результатам единого государственного экзамена.

А вот к минусам можно причислить недостаточную работу с одаренными детьми, их зачастую нерезультативное участие в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях различного уровня. Это значит, что для выявления их талантов и развития способностей предстоит работать еще больше.

Подвергся критике и недостаточный уровень аттестации педагогических работников на квалификационную категорию, что является одним из главных критериев показания работы учреждения.

На своевременную аттестацию обратила внимание в своем выступлении и Н. В. Доманова, которая рассказала, что с 2018 года в области планируется проводить конкурсы, направленные на поддержку педагогов, — «Учитель-наставник» и «Учитель-мастер», в которых категория конкурсанта будет играть не последнюю роль.

Вызывает немало вопросов уровень подготовки и качества знаний у наших выпускников, награжденных медалью «За особые успехи в учении». Только трое медалистов из 19-ти получили по результатам трех экзаменов более 250 баллов, средний балл семерых вообще не достиг 50! По словам А.В. Быкова, необходимо установить причины низких результатов сдачи экзаменов и принять меры по недопустимости такой ситуации в предстоящем году. Престиж медали как награды за многолетний добросовестный труд должен быть повышен.

И все же главным стратегическим ресурсом образования детей были и остаются педагоги. В одном из своих выступлений В. В. Путин подчеркнул: «Система образования должна строиться вокруг сильного, одаренного учителя. Такие кадры нужно отбирать по крупицам, беречь их и поддерживать».

В связи с этим вызывает опасение негативная тенденция, основой которой является старение педагогических кадров. При этом приток молодых специалистов в образовательные учреждения незначительный. Проблема привлечения молодых кадров вытекает из низкого уровня заработной платы молодых специалистов и, как следствие, неконкурентоспособности с представителями других профессий. С целью решения проблем кадрового обеспечения на 2017/18 учебный год заключены четыре договора о целевом обучении в ТГУ имени Державина, и нашим муниципалитетом обеспечены социальные гарантии всем студентам. Но имели место вопиющие случаи, которые сделали кадровую политику в системе образования района просто провальной. Глава администрации района А.В. Быков выразил свое возмущение тем, что некоторые, с кем заключались договора, подошли к этому крайне безответственно, считая поступление в педагогический вуз запасным вариантом, на случай «непопадания» в более престижные вузы. В этом есть и недоработка педагогов, которые проводят с детьми профориентационную работу и дают выпускникам не соответствующие действительности рекомендации. Среди окончивших школу попадаются и такие, кто на вопрос «Где вы будете учиться?» — отвечают просто: «В Воронеже», и им совершенно не важно, что это будет за вуз.

На конференции шла речь о плюсах и минусах развития спорта и молодежной политики в нашем районе, о профессиональном воспитании и о многом другом.

По итогам всех выступлений можно резюмировать: если в ближайшее время не остановить негативные тенденции, качество образования и воспитания будет неизбежно снижаться, и это главная проблема, над которой всем вместе предстоит работать.

Ярким завершением первой части конференции, после которой собравшиеся разошлись по своим секционным заседаниям, стало торжественное чествование ветеранов педагогического труда, которые посвятили всю свою трудовую жизнь делу обучения и воспитания детей и в этом году закончили свою педагогическую деятельность. Под несмолкаемые аплодисменты коллег благодарственные письма, цветы и памятные подарки были вручены О.Б. Кузнецовой, педагогический стаж которой составляет 25 лет, Н.П. Сумину, более 25 лет из своего 40-летнего стажа возглавлявшему Пичаевскую школу, Ю.И. Колосковой, чей общий стаж на педагогическом поприще составляет 48 лет, из них в должности руководителя Новорусановской школы — 31 год, Л.М. Кашириной, с 1994 года заведовавшей детским садом № 7 «Белоснежка» (педагогический стаж — 47 лет), А.В. Бондареву, учителю истории и обществознания Алексеевской школы, посвятившего педагогике 38 лет, и Г.В. Лосевой, более 30 лет отдавшей делу педагогического служения.

В тот же день педагогическое сообщество приняло в свои ряды молодых специалистов: М.А. Лифановскую, которая будет работать в детском саду № 2 «Светлячок», двух учителей начальных классов — Н.С. Лысикову (Жердевская средняя школа) и М.Г. Ахмедову (Новорусановский филиал) и учителя географии Комсомольского филиала Э-Л.Д. Ликарь.

Как сказала в завершении образовательного форума Л.В. Кадунина, все, собравшиеся в тот день в Центре культуры и досуга, стоят на пороге нового учебного года. И всем предстоит большая, сложная, интересная и, главное — очень ответственная работа. Все, что запланировано, может быть выполнено только совместными усилиями, работой в команде. Поэтому всем, кто имеет отношение к образованию и воспитанию подрастающего поколения, остается пожелать творческих успехов, профессионального роста, крепкого здоровья и новых свершений.


Фото с сайта жердевской школы-интерната
Автор:И. Старова