Лента новостей
Статья25 августа 2017, 15:04

Мучкап - потому что "мучка капает"

На мой взгляд, в истории нашей воронинско-хопёрской земли, наряду с прочими, есть несколько интересных и очень важных вопросов, на которые ответов пока нет, но найти их очень хотелось бы.

Начать, по-моему, лучше с самого спорного – о принадлежности нашего края к Рязанскому княжеству. Автор книги «Село Мучкап» священник Петр Благонадеждин в своей работе пишет следующее: «Судя по исследованным грамотам рязанских митрополитов Феогноста и Алексия, в 13 веке река Ворона была границей между Татарской Золотой Ордой и княжеством Рязанским. И можно допустить, что раздельная граница тогда считалась, конечно, и по нижнему течению р. Вороны, как представлявшая собой многоводную, глубокую реку с крутыми высокими берегами, с густым лесом и с топкими болотами. Это была природная граница и, очевидно, не требовалось устройства тынов, валов, крепостей, караулов, памятников, чего здесь и не отыскивается».

На основании именно этих слов и был сделан вывод о том, что наша река и, соответственно, земли, на которых жили наши предки, входили во владения рязанских князей.

Ну, во-первых, означенные выше митрополиты не были рязанскими. И Феогност, и Алексий были митрополитами Киевскими и всея Руси. Они возглавляли Русскую Православную церковь. Вселенский Патриарх, глава всех Православных церквей, жил в Константинополе.

Во-вторых, мы живём в степи. В нашей полосе у реки Вороны, кроме Телермановского леса у Борисоглебска, других густых лесов не было. Есть только так называемая урема (урема, урёма (тюрк.) – мелкий лес и кустарник, растущий в низменных долинах рек, протекающих в пределах лесостепной, степной и полупустынной зоны. Толковый словарь Ефремовой).

Ни самого поверхностного анализа, ни изучения хотя бы каких-нибудь документов, никаких разумных доводов в пользу этого утверждения не приведено. Просто сказано так было однажды и всё. Даже в паспорте нашего района, размещённого на официальном сайте администрации, эта версия прописана, то есть, закреплена чуть ли не юридически.

Между тем любой неравнодушный к истории своего края человек должен был спросить: «Кем и когда исследованы были эти грамоты? Где можно прочитать о результатах этих исследований? В каких работах, каких историков опубликована эта интереснейшая информация? Кто проводил здесь эти археологические изыскания?»

Вы не найдёте ответа ни на один вопрос. Их нет. Не надо винить в этом автора книги «Село Мучкап», ведь отец Пётр не был историком, целью его не было написание исторического труда о прошлом нашего края. Здесь он выступает в роли архивариуса. Цель книги «Село Мучкап», как я это понимаю, ретроспектива строительства храмов в приходах сёл Коростелёво и Мучкап. Но это к вопросам краеведения в части древней истории воронинской земли отношения не имеет.

Между тем информация о границах Рязанского княжества не засекречена, не спрятана в глубинах государственных архивов. В любом школьном учебнике можно прочитать об этом, посмотреть соответствующие карты.

Как далеко от стольной Рязани была граница княжества? Где, в каких документах дано описание таких размеров владений рязанских князей? А может кому-то известны названия рязанских городков, сёл, весей или деревень, располагавшихся некогда в наших местах? Не ищите. Не найдёте, потому что их не было. Только упоминание о сторожах, охранявших границы княжества. А что такое сторожи? Где они ходили в степи?

В домонгольские времена и после рязанские сторожи, если верить летописям, дальше четырёх-пяти дневных переходов в степь не уходили. О дневном переходе я прочитал в исследовании Александра Смирнова «Как передвигались армии в Средневековье»: «Сразу скажу: совершенно не разбираюсь в лошадях и ориентируюсь на официальные источники конца 19 — начала 20 века. Предположу, что тогда лошади лучше снабжались и питались. Улучшались породы ... В 20−30-х годах норма дневного перехода конницы была 50−60 км. Это расстояние, которое она вроде бы может проходить без излишнего утомления». Так это войско в походы по полста вёрст в день проезжало, а сторожи – это другое. Сторожа не в поход собирается, а на патрулирование определённой территории. Спешить ей некуда. Наоборот, она тщательно прочёсывает свой участок, ищет следы, с высоких объектов осматривает местность. Приезжает смена и всё повторяется. То есть, дальше 200 километров от Рязани сторожи не забирались. Это мы делаем вывод по данным Смирнова. А по материалам Шенка и Губарева могут последовать иные выводы: «В Древней Руси с X в. использовали конные отряды, которые высылались в степь для разведки и перехвата конных разъездов и пеших лазутчиков противника... Иногда самый дальний сторожевой пост мог быть удален от города на 50 — 60 верст ...». Так сколь велико было Рязанское княжество?

В низовьях Цны, в верхнем течении Лесного и Польного Воронежей были рязанские владения. Но на нашей Вороне их не было!
Обратили бы, в конце концов, внимание на дату возникновения крепостей Тамбов, Козлов, Шацк и причину их постройки. Так, город Шацк был основан в 1553 году в качестве крепости, ставшей одним из опорных пунктов для освоения земель Рязанской укра́йны (украйна (стар. русс.) — украина, окраина, окраинные земли, пограничная или приграничная область – словари Ожегова, Ефремовой, Даля и др.). Только в середине 16 века рязанцы вышли к границам нынешней Тамбовской области!

Дата основания Тамбова - 1636 год. Время правления Михаила Романова. Юго-восточные рубежи Руси подвергались постоянным нападениям крымчаков. Кроме казачьих станиц других поселений здесь не было. Впервые русское государство вышло в нашу степь и окончательно закрепилось здесь только в 17 веке. Но ведь в это время ни о какой раздробленности русской земли и речи уже не шло. Со времён деда и отца Ивана Грозного на Руси было создано единое мощное русское государство. Какое там Рязанское княжество?!

Надеюсь, что пищу для размышлений людям , интересующимся историей родного края, я смог предоставить. Поэтому заканчиваю с «рязанской границей по реке Вороне» и перехожу к другому вопросу.

Большие сомнения вызывают утверждения наших краеведов о природе названия – Мучкап. По их глубокому, как то следует из их же публикаций в газете и интернете, убеждению, название это происходит из мордовского языка. Откуда?! С чего такие выводы?! Потому, что овраг Мучкас есть на мордовской земле? Откуда у нас, в степи, на юге нынешней Тамбовщины, коренным населением стала мордва? Да, возможно, в самых верховьях Вороны и Хопра, у их истоков, могли быть в глубокой древности мордовские поселения. Но ведь это нынешняя Пензенская область! Это несколько сотен километров к северу от нас!

А вот есть куда более интересная версия: татары называли Москву – Мушкаф. Это известно и из наших летописей, и из трудов древних арабских историков, сопровождавших и Чингиз-хана, и Батыя. Почему бы не рассмотреть эту версию применительно к названию нашего посёлка?

Но нет же! Рассматриваются иные варианты. Например, такой – Мучкап, потому, что «мучка капает». Или задумываются над названием Мучкан. Вот что впервые я прочитал то ли в конце 70-х, то ли в начале 80-х годов прошлого века в нашей газете: «Первое упоминание относится к 1730 году. Название села Мучкап произошло от слов мука, муча, мучильня. Первые переселенцы пришли в Мучкап из села Коростелёво в 1730 году».

Кто сказал, что первые поселенцы пришли сюда в 1730 году? Где это написано? Где документальное тому подтверждение? Впервые упомянуто в 1730 году? Но первое упоминание в документе не означает, что это и есть дата основания. И, скорее всего, первые мучкапцы поселились здесь задолго до указанного года. Выходцы из села Коростелёва? Где тому свидетельства? Анализ мучкапских и коростелёвских фамилий говорит о том, что переселенцы с правого берега реки были, но для мучкапцев они – пришлые, не свои. Это потом все смешались, породнились. А в начале они явились «коростелями», став с присвоением фамилий в 30-х годах 19 века Коростелёвыми. И это только один довод о том, что Коростелёво не было по отношению к Мучкапу «метрополией».

Я прожил здесь более полувека. Мои родители – около 80 лет. Бабушки и дедушка родились в 1906, 1910 году… Но никогда я ни от одного из них, ни от каких долгожителей, а за годы работы в районке я знал многих из них, я не слышал таких присказок, которые так любят приводить в своих статьях местные историки: «Это не речка, а мучильня», «Абы Мучкан прошёл, я бы на хутор пошёл» — говорили коростелёвцы во время весеннего половодья».

Если кто-то их слышал от стариков, пусть расскажет об этом. Коростелёвцы, вы говорите такое во время половодья?!

Мучкан… Не было такого названия! Мне пришлось перекопать сотни документов, в которых упоминается наш посёлок, или, точнее, село. (посёлком оно стало в конце 60-х годов 20 века). Только в одном месте я встретил это название – на старинной, 1837 года военной топографической карте. Но уже на карте следующего выпуска – 40-х годов – ошибка была исправлена, селу вернули настоящее название.

А чему удивляться? На другой военной карте того же периода Мучкапа вообще нет! Есть «Выселок». И это почти середина 19 века. Как составлялась карта, если почти за век до того, в 1763 году, был освящен первый храм в нашем посёлке в Мыискиной улице (ул. Чапаева) и Мучкап стал селом?! А в начале 19 века был построен и освящен храм на нынешней улице Свердлова.

И не надо путать просторечное именование жителей нашего посёлка – мучканы – с самим его названием. Это так же, как Чуево – чуяны и т.д.

А вот ещё одна цитата из книги о. Петра Благонадеждина: «Точных исторических сведений о первых здесь поселениях, о размерах земельных и других угодий, о порядке сбора царских оброков пока нигде не отыскивается».

И не может отыскаться! Не было здесь госчиновников до начала 18 века. Наши края на Руси называли Диким полем, как, впрочем, и все русские окраины. Жили здесь казаки. Они и хранили русскую границу от набегов степняков - людокрадов.

В 1709 году Пётр Первый отобрал у донских казаков в числе прочего соляные копи, за счёт прибыли с которых пополнялась войсковая казна. Казачий атаман Кондратий Булавин поднял восстание против царского произвола (в ту пору казаки не были подданными России, хотя всегда выступали на её стороне). Булавин был убит, казаки – разбиты, Вольный Дон склонил голову перед Москвой. Тогда-то и пришли сюда царские чиновники. В 1718 году была проведена первая перепись населения для обложения его налогами – так называемая Первая ревизская сказка. Видимо, после неё, следующая была только в 1743 году, в каком-то документе и была упомянута наша местность.

Ещё одной, постоянно повторяемой вслед за о. Благонадеждиным ошибкой, является, по моему убеждению, следующая информация: «Начиная с 14 века, по берегам Хопра и Вороны (вероятно между этими реками) было известно становище «Червленый Яр», где разные поселенцы, бортники, утекленцы занимались «вольным житьем», воровством и разбоями. Точного, определенного пункта для этого Яра еще не указано». Не указано? Сто лет назад, во времена о. Петра, да, этого не знали. Но за прошедший век наука сделала шаг вперёд, были обработаны и изучены многие документы…

Что такое становище? Это место стоянки, временного расположения кочевников. Причём тут Червлёный Яр, огромная территория, раскинувшаяся от берегов реки Медведицы до реки Воронеж с востока на запад. И от берегов Дона на юге до, предположительно, истоков Цны на севере. О нём написаны книги и статьи. Грамоты митрополитов Феогноста и Алексия разобраны по буковке и тщательно проанализированы. Считаю, что одна из лучших работ по истории Червлёного Яра – это книга А. Шенникова с одноимённым названием.

И ещё… О реке Вороне, вернее, о её названии. Ну почему оно, по мнению всё тех же наших краеведов, идёт от каркающих птиц или от чёрного цвета воды? Почему нельзя рассмотреть древнее название – Шиворонь, которое носила наша река когда-то, о чём пишут исследователи русских летописей? Или версию происхождения названия от слова «вор», которое обозначает укреплённое, труднодоступное место, поросшее лесом?

Кстати, а что местные краеведы могут сказать о том, что именно наша река Ворона до времён царя Петра считалась притоком Дона, но никак не Хопёр? Он в ту пору был лишь притоком Великой Вороны. Эти сведения я получил в Балашове от сотрудников Саратовского университета. Даже песня до сих пор памятна людям: «Река Ворона, приточек Дона…».

В общем, почему бы не поискать, не поразмышлять, не сделать, в конце концов, открытия? Это же наша история!

Автор:Андрей Жалнин