Лента новостей
Статья14 августа 2017, 10:41

Моршанская сокровищница

Моршанский историко-художественный музей – филиал Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения культуры «Тамбовский областной краеведческий музей». 13 апреля 1918 года на заседании уездного исполкома было принято постановление о создании в Моршанске музея. Постановлением Комиссариата Народного образования Моршанского уездного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов открыт первый уездный провинциальный историко-археологический музей. Основателем музея и первым заведующим стал замечательный археолог, художник, коллекционер и краевед П. П. Иванов.

Под музей было отведено лучшее помещение в городе – бывший магазин купца Каверина. Основой для музейного собрания явилась личная коллекция П. П. Иванова, переданная в дар Моршанску и его музею с условием неделимости и постоянного нахождения в городе. За время существования (почти вековое) музейный фонд вырос с 2521 до 32134 единиц хранения.
Изначально несколько отделов музея располагались в одном помещении первого этажа. Экспозиция носила кунсткамерный характер.
В 1925 году всё здание полностью отдали музею. Появилась возможность расположить коллекции обособленно: археология, старинное оружие, этнография, нумизматика, церковно-историческая утварь, промышленность.
В 1926 году был открыт художественный отдел. Его основу составили картины, скульптуры, графика, предметы прикладного искусства из имений Бенкендорфов, Безобразовых, Воронцовых-Дашковых, Долгоруких, Мансуровых, Шуваловых. Сегодня основой коллекции живописи являются картины европейских мастеров, среди которых работа ученика Рубенса Ван Тюльдена "Похищение Европы", натюрморты Карло Маджини, "Птичий переполох" Мельхиора Гондекурта, “Вельможи” Патти, “Утро Авроры” Габриэля Франсе, “Рокальная сцена” неизвестного художника. Из русского изобразительного искусства имеются акварель П.Ф.Соколова "Портрет С.Шуваловой", пейзажи В.Д.Поленова "Лесная речка", И.И.Шишкина "Лесная поляна", "Дорога в лесу", А.К.Саврасова "Летний вечер", "Зимний вечер", И.К.Айвазовского "Украинский вечер", "Лунная ночь в Одессе", Ю.Ю.Клевера, Л.Л.Каменева, портреты супругов Бенкендорф, княгини Долгорукой, Глазовой, работы неизвестных художников. Представлены также произведения А.И.Мещерского, С.К.Зарянко, Н.Н.Дубовского и других художников. Из художников советского периода в музее представлены работы А.М.Герасимова, П.П.Иванова, И.Э.Грабаря, О.С.Малютиной, Е.В.Рябинского и других.

* * *
В 1927-1937 годах моршанский музей буквально стал центром археологических исследований Тамбовского края. Благодаря изысканиям Петра Петровича Иванова фонды музея пополнились обширной археологической коллекцией, основой которой являются древнемордовские могильники VIII-XI веков. Среди прочих выделяется коллекция Крюковско-Кужновского могильника, уникальная в своём роде, относящаяся к малоизученному периоду истории мордвы. По отзывам специалистов, материалы этой коллекции выделяются среди прочих полнотой, богатством и научной доброкачественностью.
Результаты археологических экспедиций П.П. Иванова востребованы и в наши дни. Фрагменты скелетов доисторических животных, останки мордовского воина, найденные при раскопках орудия труда, женские украшения, оружие являются частью основной экспозиции музея.
В 1941 году музей получил краеведческое направление. Во главу угла в это время ставились запросы народного хозяйства, в этом же направлении расширялись рамки работы музея.

* * *
Во время Великой Отечественной войны работа в музее не прекращалась. В часто нетопленных помещениях сотрудники занимались научной работой, систематизацией коллекций, готовились к занятиям. Организовывались передвижные выставки в госпиталях, читались лекции, проводились экскурсии. Когда в 1942 году в больнице умер от туберкулёза первый директор музея П.П. Иванов, его сменила на посту ученица и последовательница Прасковья Васильевна Кобзева. Человек скромный, трудолюбивый, посвятивший всю свою жизнь музею, она, к сожалению, очень часто остаётся в тени более известных личностей.
С 1950 года музей ведет планомерную научно-исследовательскую и собирательскую работу. Директор музея Прасковья Васильевна Кобзева большое внимание уделяет сбору этнографических материалов, для этого организуются экспедиции, наряду с научными сотрудниками привлекается население. Местные жители сообщают о нахождении следов древних поселений, передают клады, орудия труда. Создаётся отдел, рассказывающий о прошлом Моршанского края, где представлены народные костюмы, предметы быта и образцы вышивки 19 - начала 20 вв. На стендах - история города, фотографии людей, внесших вклад в развитие Моршанска. Там могла быть и сама Прасковья Васильевна, она внесла значительный вклад в дело возрождения и восстановления Моршанского Свято-Троицкого собора.

* * *
В 1960 году создан специальный отдел фондов. Сегодня в нём хранятся исторические документы, произведения искусств. Здесь находится вторая в России по величине и качеству коллекция древнерусской деревянной скульптуры, которая насчитывает более 70 произведений XVII-XVIII веков. Моршанская коллекция для специалистов представляет не меньший интерес, чем прославленная коллекция Пермской картинной галереи. Впервые произведения коллекции получили общероссийскую известность в конце 1960-х годов, во время движения по спасению древнерусских произведений искусства, возглавляемого искусствоведом и реставратором, руководителем Всесоюзного художественно-реставрационного центра им. Э.И.Грабаря, Н.Н.Померанцевым. Уникальная коллекция получила признание общества, стала известна не только в России, но и за ее пределами. Наиболее сохранные экземпляры периодически посылаются на выставки. Помимо деревянной скульптуры, в музее имеются и другие произведения древнерусского искусства, например, хранящиеся в фондах иконы.
В 1970-е годы шедевры живописи музея предполагалось отправить в Тамбовскую картинную галерею. Директору музея Л.М.Морозовой удалось отстоять экспонаты и сохранить коллекцию в целостности. Любовь Михайловна Морозова, по образованию преподаватель русского языка и литературы, пришла в музей в 1956 году научным сотрудником, в 1974 году была назначена директором.

* * *
С 1975 года, благодаря настойчивости Л.М. Морозовой, произведения искусства, хранящиеся в музее Моршанска, входят в план реставрационных работ Всероссийского научно-художественного реставрационного центра им. И.Э. Грабаря. Именно при Л.М. Морозовой музей приобрёл тот облик, которым запомнился моршанцам и гостям города. В музее работают отделы: современного общества, художественный, палеонтологический, отдел «Дореволюционное прошлое Моршанского края», выставочный зал и зал древнерусского искусства. Музей участвует во всевозможных выставках, так, например, мраморные бюсты Константина и Натали Бенкендорф работы скульптора Даннекера, выставлялись в 1993 году в Штутгарте (Германия), так же предметы из музейных коллекций экспонировались на престижных отечественных и зарубежных выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Тамбове, в прибалтийских странах, в Италии, Франции, ФРГ. Благодаря Л.М. Морозовой на семь единиц пополнилась коллекция скульптур Е.А. Лансере (из семейного собрания Г.М. Попова). Стали широко известны музейные коллекции мебели 17 - 19 вв., итальянского фаянса 15 - 17 вв., китайского, немецкого и русского фарфора, коллекция печных и кафельных изразцов 16 - 17 вв., подборка купеческих портретов. В это же время в музее стараниями Л. М. Морозовой появились шедевры: «Летний день», «Зимний вечер» (художник А.Саврасов), «Весна» (О. Клевер), «Карельский бор» (Л. Каменев).
Именно Любовь Михайловна проявила инициативу по созданию музеев на общественных началах. На суконной и табачной фабриках, в локомотивном и вагонном депо, строительном техникуме, в СШ №№ 3,4 были открыты музеи военной истории, истории создания предприятий и учреждений.

* * *
В настоящий момент Моршанский историко-художественный музей закрыт на реконструкцию. Тем не менее, научно-исследовательская работа не прекращается. Также сотрудники МИХМ проводят экскурсии по городу и его достопримечательностям, оказывают населению консультативные услуги, организуют выездные мероприятия – выставки, лекции, презентации. По-прежнему большинство экскурсий начинается с музейного дворика, где расположен памятник Екатерине II - бюст работы скульптора Гальберга. До революции памятник находился в сквере возле Софийского собора, после октябрьских событий памятник был сброшен с пьедестала и ждал своей очереди на переплавку. В 1922 году П.П. Иванову удалось ее спасти, заполучив его в музей. С тех пор памятник является полноценным экспонатом музейной коллекции, а в ближайшее время ещё и частью экспозиции под открытым небом.
Автор:Т. Гуркова.