Лента новостей
Статья2 августа 2017, 11:33

Короткая война Николая Буравцева

С каждым годом остаётся всё меньше живых ветеранов Вели­кой Отечест­вен­ной войны. И тем ценнее воспоминания и само присутствие в нашей жизни каждого из тех, кто отстоял честь, свободу и право на существование родной страны и многих других государств мира.

НИКОЛАЮ Игнатьевичу Бу­­рав­цеву, родившемуся в кон­це 1927 года, не довелось принять участие в борьбе с на­ци­стс­кой Германией. Пока гремели бои на западе, он, не окончив и се­ми классов, трудился в колхозе — пастухом, подсобным рабочим и всем, кем придётся. Нуж­но было помогать ро­дителям, которые, кроме Ни­колая, воспитывали ещё троих сы­новей и двух дочерей. Се­мья жила в селе Калмакское Арми­зонского района, расположенного на юге Тюменской об­ла­сти. Каждый из сельчан, да­же те, кто не сражался против нацистов, вносил свой весомый вклад в общую борьбу — колхоз производил продоволь­ст­вие, которое шло на фронт и ра­бочим заводов, где делали вооружение, технику, обмундирование и всё остальное, без чего Победа была бы не­воз­мож­на.
В армию Николая Бурав­цева призвали в ноябре 1944 года. Но повезли не на запад, а на восток — в Красноярск, где располагалась учебная часть. Там до весны 1945 года молодой красноармеец учился об­ращению с пулемётом и другим премудростям военной науки.
В мае 1945 года Николай Игнатьевич в составе пополнения 275 гвардейского стрелкового полка 91 гвардейской стрелковой дивизии прибыл на границу с Монгольской Народ­ной Республикой — самым верным и искренним союзником СССР во второй мировой вой­не. Оттуда колонны советских войск направились дальше, к границе с Китаем, который ис­текал кровью под пятой японских оккупантов, запятнавших себя не меньшими зверствами, чем их друзья-гитлеровцы.
В августе 1945 года части Красной армии приступили к разгрому Квантунской армии Японии, укрепившейся в северном Китае. Эти события получили название Маньчжурской опе­рации.
К началу боёв численность японцев и советских войск, которыми командовал маршал А.М. Василевский, была при­мер­но равной. На стороне ок­купантов также воевали соединения из монгольских и китайских коллаборационистов, а Красной армии помогали монгольские части под командованием маршала Хорлогийна Чом­балсана. Монгольские и советские войска пользовались ши­рокой поддержкой со стороны основной массы местного населения.
Боевые действия начались 9 августа, а уже 2 сентября Япо­ния капитулировала. Кван­тунская армия к тому времени фактически перестала существовать — около 84 тысяч ок­купантов были перебиты, 800 ты­сяч сдались в плен. Крас­но­армейцами, которые за месяц тяжелейших боёв потеряли бо­лее 9 тысяч человек, было зах­вачено огромное количество во­енной техники, оружия и боеприпасов. Успешные действия в Маньч­журии позволили со­вет­ским морякам и десантникам освободить Курильский ар­хи­пе­лаг и южную часть острова Са­ха­лин, захваченные японцами во время войны 1904-1905 годов.
Николай Игнатьевич Бу­рав­цев был в числе бойцов, ос­вобождавших китайский народ от агрессора. В боевых действиях он участвовал на протя­же­нии месяца, и это было очень тяжёлое время. 91 дивизия, куда входил полк Николая Игнатьевича, двигаясь на восток, прорвала оборону противника, преодолела горный хребет Большой Хинган и приняла участие в окончательном разгроме японцев в Маньчжурии.
По воспоминаниям ветерана, оккупанты отчаянно сопротивлялись. Продвинувшись впе­рёд, каждый раз приходилось ждать контратаки или ночной вылазки врага. Однако техническое превосходство, прекрасная выучка и грамотное руководство Красной армии де­лали своё дело, японцы вновь и вновь терпели поражение, от­ступали или сдавались в плен. В разгар этих событий Ни­колай Игнатьевич был контужен близким разрывом снаряда.
Впоследствии он вновь был направлен в учебную часть — повышать свою боевую квалификацию. А затем от­­правился в Германию, где слу­жил в советском гарнизоне города Йена.
— Там мы наводили порядок после войны. Фашисты уже были давно разгромлены, но ещё оставались разные банды, мешавшие строить мирную жизнь. Хотя в целом в Гер­мании в то время было довольно спокойно, — вспоминает ветеран.
Прослужив три года, Ни­ко­лай Буравцев вернулся домой, снова пошёл работать в родной колхоз. Однако в 1950 году он был арестован и приговорён к шести годам лишения свободы. За что именно, Николай Игнатьевич, по его собственным словам, уже не помнит. А, может быть, не хочет рассказывать. Впрочем, неудивительно — ничего приятного в таких воспоминаниях нет.
Срок Николай Буравцев от­бывал в белорусском городе Орша. На вопрос о том, на­с­колько в ГУЛАГе было тяжело, сталкивался ли он там с какими-то жестокостями со стороны администрации, Николай Игнатьевич ответил, что ничего ужасного за время его зак­лю­чения не было.
— Мы же не сидели просто так, без дела, а работали, приносили пользу. Вос­станавливали разрушенное вой­ной хозяйство, помогали местным колхозникам, постоянно общались между собой и с другими людьми. Но по близким и родному селу, конечно, сильно скучал. Когда в 1953 году меня освободили и полностью реабилитировали, очень обрадовался и поехал до­мой. Жаль только, не вернули боевые награды, которые забрали по решению суда, — грустно улыбается ветеран.
Возвратившись в родное се­ло, Николай Игнатьевич же­нился. У них с супругой родились двое сыновей. В 1964 году се­мья переехала в город Че­лябинск. Николай Буравцев до са­мой пенсии трудился на Че­лябинском электрометаллургическом комбинате. В прошлом году, после смерти су­пруги, он пе­ребрался в посёлок Дми­триевка, где проживает его сын Виктор (другого сы­на, Сергея, к сожалению, уже нет в живых).
По словам ветерана, жи­вётся ему здесь неплохо. Он по мере сил принимает участие в общественной деятельности. В феврале встречался со школьниками, ходил на митинг 9 мая. Ста­рается помогать по хозяйству сыну и снохе Любови Ни­колаевне. Глядя на этого крепкого человека, трудно поверить, что через несколько ме­сяцев ему исполнится 90 лет. Прав­да, как признаётся Ни­колай Игнать­евич, память его в последние годы стала подводить. Возраст всё-таки сказывается, да и давняя контузия, вероятно, даёт о себе знать. Тем не менее, всё самое главное — что необходимо любить свою Родину, свою семью и каждодневно доказывать это делом, ветеран отлично помнит и готов делиться этой убеждённостью с младшими поколениями.



Автор:Дмитрий ХАТУНЦЕВ. Фото автора