Лента новостей
Статья31 июля 2017, 15:27

За каждым преступлением - людские судьбы

Профессия следователя и образ самого сотрудника правоохранительных органов ничего общего не имеют с тем, как его представляют нам фильмы и сериалы. Следователь вовсе не бегает с пистолетом за особо опасными преступниками, не устраивает перестрелок и рукопашных боёв в центре города и не тратит многие месяцы на раскрытие одного единственного преступления…

В школе Илья Беляев о будущей профессии не задумывался, увлекался футболом. Получив аттестат, посоветовался с родителями и отправился в ТГТУ изучать юриспруденцию. Вскоре понял: сделал правильный выбор. Юноше вовсе не казалось скучным гражданское право, нравилось зубрить законы и статьи, слушать лекции по криминалистике. После окончания вуза Илья проходил службу в армии: попал в ракетные войска стратегического назначения, со временем надел сержантские погоны, занимал должность помощника командира взвода. Демобилизовался, месяц отдыхал, а потом пришёл в Уваровский межрайонный следственный отдел - устраиваться на работу. Более года трудился бесплатно - помощником следователя на общественных началах. Тогда-то и понял: романтики в выбранной им профессии очень мало, а вот ответственности более чем достаточно. По-другому не может и быть, ведь за каждым преступлением, каким бы ужасным оно ни было, стоят люди со своей судьбой, с обстоятельствами, которые привели к определённому повороту событий.
Илья снова засел за книги и конспекты, чтобы освежить в памяти всё, что он проходил в университете. Но теперь он не просто зубрил, а учился видеть статьи и законы через призму конкретных преступлений, применять их на практике. "Закопался" в ворохе документации: готовил проекты постановлений и запросов в различные организации и правоохранительные органы. По крупинкам собирал информацию, необходимую для расследования того или иного дела.
Наступил день, когда Илью зачислили в так называемый резерв кадров. Этому предшествовала длительная процедура. Во-первых, собеседование в следственном управлении: настоящий экзамен на знание норм процессуального и уголовного кодекса. Во-вторых, тестирование на психологическую устойчивость, испытание полиграфом… Впрочем, подобные "экзамены" приходилось сдавать и при устройстве на работу общественным помощником, и позже, когда в 2016 году речь шла о замещении должности следователя…

Мы сидим за столом в моём кабинете: корреспондент местного еженедельника и молодой следователь. У Ильи усталые глаза, он не спал нынешней ночью, но трагедии в том не видит:
- Дело обычное. У нас ненормированный рабочий день, можно сказать, круглосуточное дежурство. В любой момент нужно быть готовым выехать на место преступления, отключать сотовые телефоны нам запрещено. Так что сегодняшняя ситуация вполне штатная. А заехать домой, чтобы попить чайку, я успел.
Меня интересует, чем именно занимаются сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, ведь не их дело разбираться в краже мешка картошки из дачного домика? Илья отвечает:
- Мы расследуем наиболее тяжкие преступления против жизни и здоровья граждан - убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее за собой смерть потерпевшего. Преступления против половой неприкосновенности - изнасилования, насильственные действия сексуального характера. Должностные и коррупционные преступления - превышение полномочий и злоупотребление ими, взяточничество. Налоговые преступления. Тяжкие и особо тяжкие преступления, совершённые несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних… Кроме того, мы расследуем преступления в отношении лиц, обладающих особым правовым статусом, - депутатов, прокуроров, судей и так далее.

ВыезжаЯ на место преступления, следователь не берёт с собой оружия, хотя право на его ношение имеет. Зато он основательно запасается писчей бумагой. Думаете, нужна она только для оформления протоколов и свидетельских показаний? Ошибаетесь. Расследование начинается с длиннейшей и довольно скучной "повести" из разряда "что вижу, то пишу". Допустим, преступление совершено в доме. Следователь подробнейшим образом описывает внешний вид домовладения, указывает, с какой стороны расположен вход в жилище, открыта или закрыта дверь, есть ли на ней следы какого-либо воздействия, какое в этой двери запорное устройство: навесной замок, врезной, щеколда… Описывается всё: коридоры, веранды, кладовки, комнаты, мебель и её расположение… Фотосъёмка всего увиденного и описанного проводится: в отсутствии понятых она обязательна, в присутствии оных - нет, но лучше, всё-таки, подстраховаться.
А вот отпечатки пальцев следователь не берёт и характер повреждений, причину смерти предварительно не устанавливает. Для этого имеются криминалисты, судмедэксперты. Дело следователя совсем другое. Он опрашивает свидетелей преступления да и просто людей, которые могут пролить свет на произошедшее. Собирает материал о пострадавшем или предполагаемом преступнике: как жил человек, с кем общался, имел ли сбережения, употреблял ли спиртные напитки, имелись ли у него заболевания, случались ли конфликты с кем либо…

Следователь проводит следственные эксперименты, очные ставки, обыски, выемки. При необходимости, он своим постановлением назначает экспертизу. Её проведение иногда сопряжено с определёнными трудностями. Илья Беляев поясняет:
- Не так давно я двадцать дней искал возможность сделать бесплатную экспертизу. Именно такую, которая была необходима, в нашей области не делают. Обзвонил всю Россию, наконец, добрался до Армавира и… оказался в сложной ситуации. Мне необходимо было задать эксперту ряд вопросов, а Армавир поставил условие: экспертизу проведём, но на вопросы ваши не отвечаем. Так и пришлось проводить исследование на платной основе, а у нашего следственного управления бюджет ограниченный…
Нелегко работать с несовершеннолетними. Беседа с ними возможна лишь в присутствии их родителей или иных законных представителей, а если речь идёт о ребёнке, не достигшем 16-летнего возраста, то обязательно приглашается педагог-психолог. Да и вообще, дети - это дети: со своим особым восприятием мира, со своей подростковой психологической неустойчивостью и, порой, с искажённым пониманием справедливости, со стремлением к ложному героизму. Разговаривать с ними нужно уметь, "взрослые приёмы" здесь недопустимы и бесполезны. А попробуй побеседуй по душам с подростком, который неоднократно оказывался в поле зрения правоохранительных органов и даже, напав на сотрудника полиции, отправил его на больничную койку? Такой случай в практике Ильи Беляева был…

Вся работа следователя не слишком-то приятна. Но она оправдана, если приводит к торжеству справедливости и Закона. А если дни и ночи посвящаются бессмысленному, по большому счёту, расследованию? С точки зрения Ильи Беляева, бессмысленных и бесполезных расследований не бывает. Но он - следователь и должен мыслить именно так. Однако ситуации бывают разные. Допустим, пропал человек. В одном случае имеет место быть потеря памяти, похищение, убийство. А в другом… Сотрудники полиции и следственного отдела сбиваются с ног, днями и ночами ведут поиски, проделывают грандиозную работу, опрашивают десятки людей. И, в конце концов, находят пропавшего "страдальца". Который, вследствие очередного запоя, временно решил поселиться у дружка-собутыльника, не думая о волнениях родных-знакомых. Смешно? Кому-то может быть, но не следователям. У них на столе обычно сразу несколько уголовных дел. И сроки на расследование каждого имеются - не более двух месяцев…
Автор:Олеся Харламова