Лента новостей
Статья5 июля 2017, 12:54

Забытые захоронения

Обелиск у сельсовета
Напротив здания Моисеево-Алабушского сельсовета, справа от дорожки к парадному, стоит обелиск. Он был установлен при председателе колхоза С.М.Артёмове, когда строили новую больницу. С тридцатых годов там стоял старенький облупившийся обелиск, теперь же - красной краской окрашенный кирпичный пьедестал, над ним - белая труба, заканчивающаяся звездой. Перед обелиском - пять надгробий, и только на одном из них на бронзовой пластине выбито имя, остальные могилы безымянные. А между тем под каждым надгробием покоится знатный в своё время человек, на похоронах которого все думали, что будут помнить его вечно. С тридцатых годов двадцатого века прошло восемьдесят лет, возраст одного поколения, и имён похороненных под обелиском уже никто не помнит. Только бывший учитель Пётр Николаевич Корнеев может рассказать о людях, которые там покоятся.

В первой слева могиле похоронен Дмитрий Иванович Кулдошин, родной брат директора школы Ивана Ивановича, первый тракторист в нашем селе, почётный человек. Шёл 1935 год, был первый день Пасхи, никто в этот день не работал, только Дмитрий Кулдошин не терял времени: техника не должна была простаивать! Трактор видели из села, он работал там, где сегодня остатки свинокомплекса, а потом вдруг машина неестественным образом пошла по кругу. Когда приехали-прибежали туда, то оказалось, что тракторист вывалился из трактора и попал под него. В обстоятельствах смерти так никто и не разобрался до конца.

Далее похоронен Андрей Игнатьевич Житенев (16.10.1895 - 15.08.1937), первый учитель семилетней школы, открытой в нашем селе в 1932 году. А.Д.Житенев был и учителем, и организатором, и пропагандистом Советской власти, Коммунистической партии, новой жизни. Он безвременно умер из-за болезни.

В третьей могиле похоронен Куксов, первый комсомолец на селе, организатор молодёжи, активист, как тогда говорили. В середине тридцатых годов, зимой, после собрания молодёжи пошёл домой. Утром нашли его замёрзшим в снегу, на огородах. Сам ли он умер или кто ему "помог" - так теперь никто никогда и не узнает.

Далее - могила Солопова. Родился в 1919 году в д.Средняя Яруга в семье Михаила Ивановича Солопова. В том же году отец ушёл на Гражданскую войну, и мальчик совсем не знал его. Мать, Дарья Ивановна, в 1924 году вторично вышла замуж в Моисеево-Алабушку. Сын остался у дедушки с бабушкой, он заменил им погибшего сына. Мальчик был подвижный и развитый, любил всех своих родственников, часто гостил в Чуево-Алабушке у родителей своей матери, у тёти Екатерины Михайловны Поповой и у дяди. В школе успешно учился и очень хорошо себя вёл. В 1934 году поступил в Чакинский с/х техникум, после окончания которого работал агрономом в с.Энгуразово. Специалистом был хорошим. В быту слыл весёлым, компанейским парнем, пел, плясал, играл на гитаре. В 1940 году был призван в армию. В 1941 году попал на фронт, участвовал в обороне Киева, попал в окружение, выйдя из которого, присоединился к партизанскому отряду. Будучи партизаном, он лично пустил под откос двенадцать эшелонов с живой силой противника, вооружением и боеприпасами. Рассказывал, как однажды пришлось ему укрываться от немцев у одного старичка. Фашисты приняли его за больного сына этого деда, и поэтому удалось спастись. Прошёл боевой путь от рядового до командира роты. В январе 1944 года был ранен в позвоночник. До 1945 года родные не получали от него и о нём никаких сведений. И вот в 1945 году он написал письмо, что лежит в госпитале в Москве, ранен в грудь, повреждены и голосовые связки. В 1946 году вернулся на родину, жить стал в Алабушке у матери. Через несколько месяцев его отправили в Москву, сделали операцию, но здоровье его продолжало ухудшаться и в 1946 году он умер. Похоронен в Моисеево-Алабушке у сельсовета.

В крайней справа могиле похоронен Лоскутов. В Великую Отечественную войну попал в плен, организовал побег из концлагеря для целой группы узников, пробрался через горы в Италию и там в составе отряда итальянских партизан боролся с режимом Муссолини. Он был советский офицер, имел награды, среди партизан был командиром.

Сначала одна могила, Д.И.Кулдошина, была огорожена металлической оградкой, взятой от старой церкви, потом этой оградкой обнесли все пять могил. Позже с разрешения И.И.Кулдошина, брата, эту оградку поставили на большом кладбище, она там и поныне стоит - в левой стороне, так считал П.Н.Корнеев. На самом деле лишь часть старинной церковной изгороди сохранилась на могиле С.К.Спицына, которая за Домом культуры, а остальная исчезла бесследно.

Могила за Домом культуры
Здесь похоронен Семён Купреянович Спицын, активист, организатор бедноты в первые годы Советской власти. Сразу после революции из барского имения Волхонских сбежал управляющий, бросив и строения, и землю, и скот. Это всё было там, где нынче Чапаев Куст. Из скота в основном были племенные породистые овцы. Семён Купреянович организовал бедноту, они поселились в имении, стали работать на бывшей барской земле и ухаживать за овцами, молоко сдавали на Уваровский сырзавод. Семён Купреянович возглавил комитет бедноты.
Он был человеком верующим, и однажды, впрочем, как и всегда по праздникам, пришёл на Масленицу в храм. Было это в период антоновщины, то есть в 1920-1921 годах. Дом попа находился рядом с церковью (там, где ныне магазин "Калинка"). В доме священника была засада - Семёна Купреяновича Спицына ждали антоновцы. Как только началась служба, батюшка дал сигнал своим "гостям", они окружили церковь, приказали всем прихожанам не выходить, а Спицын, поняв, что ему не вырваться наружу, поднялся на колокольню, в звонницу. Антоновцы в сердцах его там и пристрелили, хотя этого в храме никак нельзя было делать, и сбросили тело вниз. Старики из церковного совета обратились с претензией к батюшке: почему он позволил вооружённым людям находиться в храме и тем более стрелять, и стрелять в человека. Батюшка оправдывался, говорил, что никто в храме с оружием не был, а Спицын сам спрыгнул с колокольни. Но на груди Спицына были пулевые ранения, это видели все, и выстрелы народ слышал. В 1937 году этого священнослужителя арестуют и расстреляют. Вот его, С.К.Спицына, и похоронят на старом церковном кладбище, оно было за храмом, теперь - между колхозной столовой и Домом культуры. Именно могила С.К.Спицына в начале 70-х годов была обнесена остатками старинной металлической изгороди, которая когда-то окружала и украшала нашу церковь.
Автор:Валерий Сахаров