Лента новостей
Статья28 июня 2017, 09:38

Получить аттестат и остаться здоровым

К такому выводу пришли эксперты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, обследовавшие московских школьников в течение 11 лет.
За время обучения в школе среди детей повышается распространённость язвенной болезни, сколиоза и близорукости.


Буквально на днях результаты проводившегося обследования были растиражированы федеральными средствами массовой информации.
Как сообщается, ежегодное обследование более 400 детей в четырёх столичных школах врачи НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Национального научно-практического центра здоровья детей Минздрава проводили с 2005 по 2015 годы. Обследование включало педиатрический осмотр, трёхкратное измерение артериального давления, осмотр ортопедом и офтальмологом, неврологом, оториноларингологом, кардиологом, а также анкетирование школьников и их родителей. В результате в первом классе к I группе здоровья, то есть к абсолютно здоровым, было отнесено 4,3 процента наблюдаемых школьников, а к концу школы таких учащихся не было вовсе. За этот же период произошло уменьшение отнесённых ко II группе здоровья (практически здоровы) с 44,4 до 34 процентов. Одновременно увеличилось число детей, страдающих хроническими заболеваниями (III и IV группы здоровья) с 0 до 4,6 процента. Всего за 11 лет среди детей распространённость функциональных отклонений выросла на 14,7 процента, а хронических болезней - на 52,8 процента.
Среди функциональных отклонений самые распространённые - это нарушения сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, органов дыхания, нервной системы и психической сферы, расстройства зрения. А среди хронических - язвенная болезнь, гастродуоденит, сколиоз, близорукость средней и высокой степени.
Экспертами от медицины отмечается также, что по сравнению с началом 1990-х, то есть за 25 лет, состояние здоровья школьников по распространённости функциональных отклонений ухудшилось в 2,4-2,7 раза, а по частоте встречаемости хронических заболеваний – на 40-70 процентов.
Если обнародованные медиками данные отражают среднестатистическую «картинку» здоровья юных россиян (а скорее всего так оно и есть), то, естественно, возникают вопросы: почему и что с этим делать?
За ответом на первый вопрос, пожалуй, далеко ходить не надо, тут, как говорится, и ежу всё понятно. Современные дети испытывают серьёзную учебную и эмоциональную нагрузку, большинство из них не досыпает. На смену полноценному домашнему питанию пришли фастфуды, чипсы и газировка. Вместо подвижных игр на свежем воздухе или занятий в спортзале - многочасовые сидения за компьютером. И плюс экология… - её, бедную, сегодня винят во всех «грехах смертных».
А вот с вопросом «Что делать?» попробуем разобраться с помощью наших экспертов.

Надежда МИТИНА, главный врач Центральной районной больницы:

- Данные статистики, приведённые в статье, не намного отличаются от цифр района.
Показатели здоровья школьников достаточно стабильны. При профосмотрах чаще диагностируются болезни нервной системы, нарушение осанки и зрения, это 2 группа здоровья. При отсутствии коррекции этих состояний наступает болезнь, т.е. 3-4 группы здоровья.
Приятно отметить, что за последние 5 лет уменьшилось количество детей с болезнями желудочно-кишечного тракта. Но остаётся очень высоким процент детей, страдающих кариесом различной степени проявлений, а это первая ступень различных болезней. Значит, нужно родителям приводить своих детей на лечение, тем более что в настоящее время в ЦРБ есть достаточное количество специалистов.
Для оздоровления детей нужно максимально использовать летний период. Активный отдых - лучшее лечение многих заболеваний, в том числе неврозов и вегето-сосудистой дистонии. Детский организм не способен по много часов выполнять однообразную работу, а занятия с различными компьютерными приборами по много часов в день приводят к искривлению осанки, нарушению памяти, психики в целом и снижают зрение. Летом важно соблюдать режим дня, который необходим в школе. Организм за период каникул не успевает быстро адаптироваться, значит, дополнительная перестройка режима будет вредить самочувствию ребёнка. Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваши дети были здоровы - покажите личный пример здорового образа жизни, т.к. лучшее воспитание – это личный пример...

Ирина АБРАМОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Сатинской СОШ:

- Здоровье детей всегда волновало и будет волновать и родителей, и педагогов, потому что каждый день дети идут в школу. И именно здесь они проводят значительную часть своей жизни. Но обвинять школу в том, что именно школьные годы уносят здоровье детей – нельзя. Ведь здоровье (по уставу ВОЗ - Всемирной организации здравохранения) – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов или их наличие. Согласно данным ВОЗ, соотношение условий, влияющих на здоровье, таково:
1. Условия и образ жизни, питание - 50 процентов.
2. Генетика и наследственность - 20 процентов.
3. Внешняя среда, природные условия - 20 процентов.
4. Здравоохранение - 10 процентов.
В школе должны быть созданы условия, и они создаются: мебель подбирается по росту, все столы и стулья регулируются. Санитарно -гигиенические условия соблюдаются. Используются здоровьесберегающие технологии, на уроках проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз. До урока - утренняя зарядка. Существуют подвижные перемены. Создана и реализуется программа «Здоровый образ жизни». Организовано горячее питание учащихся в соответствии с требованиями САНПиН. Так должно быть и дома, но, скажем честно, зачастую этого нет. Родителям нужно быть внимательнее к тому, что едят дети. Современные дети – «залюбленные» дети, живущие в благополучное, без войн, время. Это здорово. И большинство родителей стремятся выполнить все желания ребёнка (чипсы, конфетки, сухарики). У нас есть дети, которые, прежде чем зайти в школу, посещают магазин и приходят в школу с портфелем, полным таких «вкусняшек».
В школе есть медицинский кабинет с комплексом «Здоровый ребёнок». Но проблема с медицинскими кадрами даёт о себе знать. До 1995 года в школе была своя медицинская сестра. Эта должность проходила через штатное расписание школы. Сейчас тоже есть медицинский работник, закреплённый за школой по договору с ЦРБ, но работает он и в Ивановке и в Сампуре. Как следствие, пристального, ежедневного, внимания со стороны медицинского работника к школьникам нет. Получается, что педагог сейчас должен быть компетентен во всех вопросах, в том числе проводить ежедневно первичный осмотр ребёнка, когда он переступает порог школы.

Что касается здоровья наших учащихся, то школьный мониторинг показал следующие результаты: в настоящее время детей, освобождённых от уроков физической культуры, в школе нет (не можешь заниматься физически - изучай теорию предмета). К 1 группе здоровья отнесены 118 детей (49%), ко 2 группе здоровья – 98 (40%), детей с 3 группой здоровья – 23 человека (9,3%), с 4-ой – 2 ребёнка (0,8%). А как прошли 11 школьных лет наши выпускники, наш сегодняшний 11-й класс? Подняла паспорта здоровья, открыла медицинские карты (у этих ребят записи медработников окончились в карте в 2011-2012 учебном году). И... О, чудо! Когда наши выпускники были в 1 классе (сентябрь 2006 года), все они имели 2 группу здоровья, физкультурная группа была – основная. Диагноз – нарушение осанки! Дети ещё не сидели за партами. В течение 11 школьных лет появлялись и уходили заболевания органов пищеварения, лор-заболевания. В 11 классе у шестерых осталась 2 основная группа, а у троих группа здоровья улучшилась и стала 1-ой. Данные по нашей школе противоречат исследованиям. С чем это связано? С тем, что пришло осознание, что к своему здоровью надо относиться с уважением? Стали больше времени уделять занятиям физической культурой и спортом, потому что есть желание поступить в военное училище? Улучшилось здоровье?
Ухудшилось качество обследования школьников?

Или требования к определению группы здоровья стали другими? Почему тогда, имея столько детей с 1 и 2 группой здоровья, мы ежегодно «уходим» на карантин? В этом учебном году закрывались дважды. Или простудные заболевания не связаны с группой здоровья? Вопросов и проблем много.
В настоящее время все дети проходят диспансеризацию; медицинские осмотры, как раньше это было, не проводятся в школе (в нашей школе обычно это было в марте). Чтобы получить сведения о том, к какой группе здоровья и к какой физкультурной группе относится ребёнок, мы составляем списки детей по классам, везём в ЦРБ, а там уже врач проставляет нужные нам сведения. Это огромная работа и для врача, ведь нужно поднять все медицинские карты. Не лучше ли принять решение о возвращении медосмотров в школу? Только тесное сотрудничество решит эту проблему. Медицинские карты, которые требуются при приёме в школу, должны вестись совместно школой и медицинскими работниками на протяжении всех 11 лет обучения в школе и должны быть обязательным документом при проведении диспансеризации детей и выдаваться вместе с аттестатом. Тогда будут совпадать наши цифры с цифрами здравоохранения в отчётах и мониторингах.

Есть, с моей точки зрения, ещё одна проблема, которая влияет на здоровье детей, – это образ жизни взрослых. Ни один навык культуры здоровья учитель не сможет полностью сформировать без поддержки семьи. Какие бы мы мероприятия в школе ни проводили, только при совместных усилиях школы и семьи можно получить положительный результат, и тогда каждый представитель (родитель, ребёнок, учитель) будет являться активным участником процесса формирования культуры здоровья.
Процесс формирования культуры здоровья школьников протекает успешно, если учителя и родители сами являют собой образцы здоровьесохранного поведения. В таких случаях их слова и дела имеют большой вес.

Таким образом, здоровье ученика – это совместные усилия школы, семьи, медицинских работников и общества в целом.
Как видим, рекомендации по сохранению здоровья детей весьма схожи и со стороны педагогов, и со стороны медиков. Это формирование культуры здоровья и здоровьесберегающих привычек. Это правильное питание, соблюдение режима и обязательная физическая активность. Укрепление иммунитета, само собой разумеется. И главное, пожалуй, - личный пример родителей, ведущих здоровый образ жизни..
Конечно, для всего этого необходимо приложить немало усилий, но зато какая вас ждёт награда! Здоровый, активный, жизнерадостный ребёнок, которому школьные нагрузки не будут в тягость, а напротив – он ещё приятно удивит вас своими достижениями.


Автор:Вера Мирошкина