Лента новостей
Статья21 июня 2017, 09:00

Скутер детям не игрушка

Состояние аварийности

С начала 2017 года на территории Тамбовской области зарегистрировано 34 дорожно-транспортных происшествия с участием водителей мототехники (+47,8% к аналогичному периоду прошлого года), в результате которых 2 человека погибли и 41 получил ранения различной степени тяжести. Несмотря на то, что на территории Знаменского района ДТП с участием мототранспортных средств на настоящий момент не зарегистрировано, обстановка с аварийностью данного вида вызывает тревогу, так как ДТП с участием мототехники характеризуются тяжкими последствиями и происходят вследствие систематического нарушения правил дорожного движения её водителями.

Особенности аварийности

На автомобильных дорогах ежедневно можно видеть огромное количество двухколёсной техники. Каких только моделей мотоциклов, мопедов и скутеров не встретишь! От грозных и рычащих тяжёлых мотоциклов, рёв которых можно услышать даже в салоне автомобиля с громко включённой музыкой, до снующих из стороны в сторону мопедов и скутеров китайского производства. Многие водители автомобилей просто не готовы к соседству с подобной техникой во время движения в плотном потоке или при встрече с ними в вечернее время.
После ДТП многие автовладельцы признаются, что не заметили мотоцикл или не были готовы к резким манёврам со стороны водителей двухколёсной техники. Что же говорить о самих водителях мотоциклов и мопедов, которые в большинстве своём не имеют устойчивых навыков вождения, а их знания правил дорожного движения, мягко говоря, далеки от идеальных.

Законодательство

Следует напомнить, что за последние годы в законодательство был внесён ряд изменений, непосредственно касающихся данной категории участников дорожного движения. Для управления мопедами и скутерами с рабочим объёмом двигателя до 50 куб. см., требуется получать водительское удостоверение категории "М" либо иметь водительское удостоверение с любой другой открытой категорией. Постановка транспортных средств с рабочим объёмом двигателя не более 50 куб. см., максимальной мощностью электродвигателя не более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью не более 50 км/ч на регистрационный учёт в подразделениях Госавтоинспекции нормативно-правовыми актами пока не предусмотрена.
Изменения, внесённые в КоАП РФ, распространили на водителей этих транспортных средств все составы административных правонарушений, предусмотренные главой 12 Кодекса. То есть, если раньше водителю мопеда или скутера за любое нарушение ПДД грозил только административный штраф в размере 800 рублей, а если нарушение совершено в пьяном состоянии - от 1000 до 1500 рублей, то теперь он несёт ответственность за все нарушения правил на общих основаниях.
Так, например, он может быть наказан за выезд на полосу, предназначенную для встречного движения - закон предусматривает за такое нарушение штраф 5 тысяч рублей или лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев. За управление мопедом или скутером без прав - штраф от 5 до 15 тысяч рублей; управление в состоянии опьянения влечёт за собой лишение права управления на срок от 1,5 до 2 лет со штрафом 30 тысяч рублей.

Правонарушения

В большинстве своём за руль мотоциклов и мопедов садятся молодые люди и подростки, которые часто и грубо нарушают правила дорожного движения, не используют мотошлемы, вообще не имеют водительских прав и соответствующих документов на транспортное средство. Всё это ведёт к трагическим последствиям. Этих людей не останавливают ни большие штрафные санкции за подобные правонарушения, ни риск остаться инвалидом или погибнуть в случае серьёзного происшествия. Остаётся надеяться только на благоразумие, на понимание всей ответственности за совершение определённых действий, от которых зачастую страдают не только сами нарушители, но и другие участники дорожного движения!
Наибольшее количество трагедий происходят в небольших населённых пунктах, сёлах, деревнях и, достаточно часто, на просёлочных дорогах. Не секрет, что большинство мотоциклов не зарегистрированы в установленном порядке, их хозяева не имеют права управления соответствующей категорией транспортных средств или вообще катаются без прав. Техническое состояние мотоциклов тоже оставляет желать лучшего.
Что касается возраста мотоциклистов, то это в основном молодые люди 17 - 20 лет. Подростки до 16 лет составляют около 5%, на возрастные категории от 17 до 20 лет и от 21 года до 25 лет приходится больше всего аварий. 10% водителей 26-30-ти летнего возраста и 13% старше 30 лет составляют меньшую часть водителей, попавших в ДТП.
Типичных нарушений, которые способствуют совершению таких дорожных происшествий несколько. Более того, в каждой конкретной аварии часто отмечается ни одно и ни два нарушения правил дорожного движения. Это и нарушения, типичные для водителей любых транспортных средств - выезд на полосу встречного движения, непредоставление преимущественного права проезда, превышение скоростного режима. Есть и особенные, характерные для водителей мототехники - управление транспортным средством лицами, не имеющими права управления, управление в состоянии алкогольного опьянения, несоответствие скорости конкретным условиям дорожного движения. Что же касается внешних факторов, сопутствующих ДТП, можно с уверенностью говорить, что ни погодные условия, ни состояние проезжей части, ни освещённость не являются основными причинами столь высокой аварийности, постоянного роста дорожно-транспортного травматизма и существенной тяжести последствий аварий с участием мотоциклистов.
Как правило, водители с правами, на зарегистрированных мотоциклах, прошедших в установленном порядке технический осмотр и, что особенно важно, неукоснительно соблюдающие ПДД, отличаются безаварийной ездой в течение долгих лет безопасной эксплуатации своих транспортных средств. Но, к сожалению, далеко не каждый, кто сел за руль двухколёсной техники с мощным двигателем задумывается о выполнении своих водительских обязанностей. В результате чего жизнь наполняется совсем не радостными впечатлениями от свободы передвижения. Разбитая и не подлежащая восстановлению техника, изувеченное здоровье, рано оборвавшаяся жизнь не стоят пренебрежения мерами дорожно-транспортной безопасности. Отсутствие культуры вождения, безответственность по отношению к себе и своим пассажирам рано или поздно, в самый неподходящий момент, скажутся горем и болью потерь.

Контроль за детьми

Наконец стоит остановиться на большой роли родителей, активном участии в решении данной проблемы органов образования, правоохранительных органов. Любящие своего ребёнка папы и мамы, позаботьтесь о своём чаде заранее, научите его быть думающим и ответственным на дороге, выполняющим все обязанности водителя всегда и везде. Тем более что обучаться вождению мотоцикла можно с 14-ти летнего возраста, то есть за два года до того времени, когда можно будет сдать экзамены и получить водительское удостоверение категории "М" и "А". В многочисленных ежегодных профилактических мероприятиях, специальных рейдах Госавтоинспекции существенную помощь могут оказать и участковые уполномоченные, и простые граждане. Остановка малолетнего мотоциклиста, доброжелательная беседа с ним на уроке, внеклассном мероприятии в школе или просто на улице, у двора дома, наконец, задержание транспортного средства и помещение на специализированную стоянку, значительный штраф, наложенный сотрудниками ГИБДД не кажутся такими уж жёсткими мерами, когда на другой чаше весов лежат жизни и здоровье нашего будущего - детей.

Получение прав

Отделение ГИБДД МОМВД России "Знаменский" предупреждает, что в соответствии с требованиями статьи 26 (Условия получения права на управление транспортными средствами) Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного данной статьёй возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение. Так, право на управление транспортными средствами категории "М" и подкатегории "А1" предоставляется лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста, а транспортными средствами категории “А” - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста. Информацию о тамбовских автошколах, предоставляющих услугу по обучению на право управления мототранспортными средствами категорий "М", "А1" и "А" можно узнать на официальном сайте Госавтоинспекции (gibdd.ru) на странице нашего региона.

Уважаемые родители!
Вручая своему ребёнку ключи от скутера, мопеда или мотоцикла, многие из вас напутствуют: "Береги, не сломай!", нередко забывая, что беречь надо не только и не столько машину, сколько жизнь! Поэтому, прежде чем подарить ребёнку мотоцикл или скутер, необходимо подумать - а стоит ли делать такой подарок, не окажется ли он слишком дорогим?

Автор:Илья РАЗИНИН