Лента новостей
Статья6 июня 2017, 07:56

Работа сверх прейскуранта

Одиннадцатый год в социальной службе района работает Марина Александровна Воробьёва. Восьмого июня у неё, как и у других её коллег, профессиональный праздник. Кто они - её подопечные? Как найти общий язык с теми, кому изо дня в день, из года в год помогают организовать домашний быт, и что главное в этой работе? Об этом мы беседовали с Мариной, встретившись в доме её подопечной Нины Тимофеевны Борисовой.

Нина Тимофеевна приехала в Инжавино из Воронежа более полувека назад. Устроившись с мужем в доме его родителей, пошла работать на завод. Жить в семье с чужим укладом оказалось очень не просто, потому потихоньку накапливала на свой дом. Купили лес (муж сам его рубил) и построились, вырастили двоих сыновей, которые стали профессиональными военными. А 26 трудовых лет она посвятила маленьким инжавинским детям - работала няней в детских яслях, была любима и уважаема в коллективе, отчего её фото не сходило с Доски почёта.
Сегодня Нина Тимофеевна живёт одна, телефонными переговорами и редкими встречами с сыном, внуками и правнуками, которые за тысячу километров от Инжавино, приезжают навестить бабушку пару раз в год (супруг ушёл из жизни более четверти века назад, а другой сын, будучи военным, погиб в Германии). На серванте в красивых рамках фотографии, где Нина Тимофеевна в окружении своих родных. Частенько к ней приходят проведать бывшие коллеги и соседки - со всеми Нина Тимофеевна сохраняет тёплые отношения. Её уютный дом - чистый и светлый, под стать милой хозяйке, и впрямь располагает к спокойному общению. Дважды ей пришлось перенести парализацию, и в те тяжкие месяцы тоже помогали соседки - придут, приготовят нехитрую еду, молочка козьего принесут для поддержки организма.
Сейчас Нина Тимофеевна тоже нуждается в повседневной помощи - ходит с трудом, и управиться самостоятельно пусть с небольшим палисадником и домом уже не по силам. Между тем, ступив за её калитку, не подумаешь, что здесь живёт одинокий пожилой человек: рассаженные вдоль дорожки многолетние цветы набирают бутоны, крупными белыми лепестками усыпаны кустики клубники, стойко переносят холодную весну два десятка помидорных кустиков (рассаду, кстати, по сей день выращивает сама), в парничке ждёт своей очереди на высадку капуста, под вишней стоят заготовленные вёдра с поливочной водой, а скамеечки устланы разноцветными покрывалами.
Содержать дворик в таком порядке хозяйка самостоятельно вряд ли смогла бы: без рук её помощницы - социального работника Марины Александровны не обходится. Как, впрочем, и в доме: когда болячки чуть поутихнут, Нина Тимофеевна может и блинчики поставить, и бульончик сварить, но как только обострение - готовит Марина.
Вот уже 10 лет трижды в неделю приходит Марина к Нине Тимофеевне - к одной из двенадцати своих подопечных пенсионеров, трое из которых- семейные. За годы их взаимоотношения переросли официальные рамки, женщины практически сроднились, привязались друг к другу как самые близкие. Это, если можно так выразиться, и есть работа «сверх прейскуранта», то есть установленного перечня услуг. Такое нередко случается с социальными работниками, много лет заботящимися об одних и тех же людях, знающими их семейные истории, изучившими привычки, характеры и - главное - научившимися ладить с ними, что называется, при «любой погоде в доме». Потому, случись острая надобность, первый телефонный номер, который Нина Тимофеевна набирает - это номер своей помощницы Марины, и та непременно прибежит, независимо от того, что рабочая смена по графику в другой день. А в выходной, бывает, не спеша, выведет Нину Тимофеевну на рынок, чтобы та сама смогла выбрать обновки и для себя, и для дома.
Кассир-контролёр по образованию, Марина Александровна когда-то попала под сокращение, осталась без работы и согласилась на предложение Центра занятости попробовать себя в социальной службе района. Работу, доставшуюся ей по случаю, полюбила практически сразу - со всеми подопечными сложились добрые отношения. В её трудовые обязанности вошло всё, чем приходится заниматься хозяйке в доме: полы вымыть, общую уборку провести, приготовить какую-то еду, купить лекарства, продукты. Случается заниматься оформлением документов, оплачивать текущие счета, вызывать врача и получать в больнице рецепты на лекарства. Дополнительная работа - это огородные хлопоты: посадить немного овощей, прополоть, полить в жару, убрать в погреб или достать оттуда консервацию, картошку-морковку.
Есть у социальных работников одна большая трудность, связанная с оплатой коммунальных счетов своих подопечных: их не пропускают стоящие в очереди обычные граждане, хотя и понимают, что у соцработника время расписано по графику, что ему нужно успеть ещё по нескольким адресам. Нередко и Марине Воробьёвой приходилось слышать не просто ворчание, но и откровенное хамство, с грубыми выкриками и даже (было однажды и такое!) рукоприкладства.
Сегодня всех граждан ориентируют на оплату услуг через терминалы, но однажды, после сбоя в работе электроники, Марина стала опасаться отправлять таким способом деньги своих пенсионеров. Вспоминает, что через телефонные переговоры с оператором уже к вечеру разобрались, отправленные деньги нашлись, а до того момента она мысленно прикидывала, сколько тысяч из своей зарплаты придётся выложить - её подопечные, безгранично ей доверяющие, не виноваты, что техника сработала против них.
Так, будучи человеком неконфликтным, она по-прежнему старается не пользоваться удостоверением, выданным ей в социальной службе, и стоит в общих очередях часами, мечтая о том времени, когда все люди будут добрее, начнут осознавать, что немощь может прийти к любому, и только готовность к взаимопомощи станет главной чертой в отношениях.
А ведь как только ни складываются людские судьбы: может случиться, что в критический момент на помощь придёт только социальный работник, да хотя бы просто поговорит, посидит рядом, посмотрит старые семейные фото или обсудит телепередачу, то есть примет обычное человеческое участие.
Потому - долгих-долгих лет районной социальной службе!
Фото Елены ШАРОВАТОВОЙ

Автор:Елена Шароватова