Лента новостей
Статья24 мая 2017, 12:00

Пионерская юность моя...

19 мая исполняется 95 лет с момента создания Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина (с 1990 года правопреемником её является Международный союз детских общественных объединений "Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций"). Детство миллионов девчонок и мальчишек прошло под её знамёнами. Бой барабанов и звуки горна, беззаботный отдых в лагерях и песни у костра, участие в полезных делах и творческая работа в кружках, тимуровская работа и слёты дружин - всё это приметы счастливого пионерского детства. Всё это было и у Татьяны Высочкиной, основателя и бессменного руководителя Уваровской городской детской организации "Фортуна". Впрочем, почему было? Она и сегодня в гуще всех ребячьих дел.

Её беззаботное детство прошло в посёлке Луч. В семье Таня была старшим ребёнком, после неё у Букаревых родились ещё девочка и двое мальчишек-близнецов. Семья большая, но жили небедно: отец, Николай Егорович, был знатный на всю округу печник, в те годы это ремесло приносило хороший заработок. Мама трудилась в совхозном саду, а в межсезонье рукодельничала. Любая работа в её руках спорилась: и шила, и вышивала, и платки вязала. Дом всегда сиял чистотой, Юлия Сергеевна была необыкновенной аккуратисткой. И при этом у Букаревых всегда было многолюдно: собиралась детвора, мама пекла пироги, угощала всех чаем, рассказывала какие-то истории, сказки. Позже, когда дочери и сыновья подросли, в их дворе собиралась по вечерам на посиделки молодёжь. Зачем ей нужны были все эти хлопоты? Много позже, став уже сама матерью, Татьяна поняла материнскую мудрость: чтобы дети всегда были под присмотром.
Таня росла непоседливым ребёнком, и если с учёбой проблем никогда не возникало, то за поведение доставалось частенько. Активность девочки школьные учителя старались направить в мирное русло, и у них это вполне получалось. Назначили председателем совета дружины, загрузили общественной работой, пионерскими поручениями, которые она выполняла с огромным желанием и энтузиазмом. Подготовка и проведение праздников, слётов, работа на "Марше", а после уроков песни, танцы, спектакли прямо на улице для односельчан - пионеры и сами не скучали, и окружающую жизнь старались делать ярче, разнообразнее.
В Луче в те годы была девятилетка, её Таня успешно окончила и поехала в Тамбов, поступать в медучилище. Поступила. Но тут же поняла, что выбор сделан неправильно, быстренько забрала документы и подалась в педагогическое. Досдала необходимые экзамены и была зачислена на отделение труда и черчения, оно тогда только открывалось. Мама полгода ничего не знала и искренне полагала, что дочь учится на медсестру…
Студенчество стало ещё одной незабываемой и яркой страницей в её жизни. А помимо учёбы была насыщенная комсомольская работа. На третьем курсе Татьяна победила в областном конкурсе "Вожатый года" и была направлена вожатой во Всесоюзный санаторий "Жемчужина России" в Анапе. Там непоседливую, с твёрдым характером девушку заметили и на следующий год снова пригласили на работу, но уже в качестве старшей вожатой.
После педучилища вернулась в родной посёлок. Устроилась учителем технического труда и черчения и на полставки вожатой. Татьяну выбирают секретарём школьной комсомольской организации. За работу принялась активно. В Лучёвской школе тогда была дружина имени Зои Космодемьянской, которая вскоре стала передовой в районе. Жизнь бурлила: пионерские походы и костры "до синего неба", всевозможные мероприятия школьного и районного масштаба… Много было дел и забот у ребят, а задача вожатого - делать каждый их день интересным, насыщенным. Это с сентября по май, а летом - работа старшей вожатой в лагере "Салют".
Потом было замужество и переезд в Уварово. В школу устроиться не удавалось, предложили занять вакантное место ответственного секретаря в комиссии по делам несовершеннолетних. Но одно дело работать с обычными учениками, и совсем иное - с "трудными" подростками. Как найти подход? Чем увлечь, чтобы они исправились? Очень помог на первых порах М.В.Кадымов, который возглавлял работу добровольных народных дружин. Он ввёл в курс дела, дал немало полезных советов: "Это такие же дети, Таня, только они оступились и им надо помочь". За работу взялась основательно, как и за любое другое порученное ей дело - она так привыкла: если делать что-то, то только хорошо, а иначе лучше и не браться. А работы было много: проводила заседания комиссии, вела все личные дела подопечных. Тесное сотрудничество было налажено с химзаводом, за каждым подростком, состоящим на учёте, закреплялся общественный воспитатель. Под руководством Т.Н.Высочкиной в микрорайонах города формировались клубы по месту жительства, которые объединяли детей и подростков не только трудных, а всех. Создавались игровые площадки, за которыми закреплялись педагоги.
Но хоть и втянулась со временем в работу, а школа по-прежнему манила. Хотелось вести уроки, устраивать внеклассные мероприятия. И мечта наконец сбылась. Работала учителем начальных классов, воспитателем в продлёнке, потом снова набрала класс. Памятным был последний выпуск. На базе третьей школы сформировали класс коррекции, в который собрали ребят-второгодников. Казалось бы, какие перспективы? Но Татьяна Николаевна, проработавшая не один год с "трудными" подростками, хорошо знала: безнадёжных детей не бывает, к каждому можно найти подход, и если уж не в учёбе покажет себя мальчишка или девчонка, то в каких-то других направлениях непременно проявит способности. Да и не такими уж безнадёжными оказались её ученики, на некоторых просто родители махнули рукой, не уделяли им должного внимания, росли ребятишки, как придорожная трава. Терпение и труд педагога были вознаграждены. Подтверждением тому можно считать тот факт, что ученица из класса коррекции в будущем сама стала педагогом. Да и другие нашли своё предназначение в жизни…
- Время не стоит на месте, меняются дети - меняются подходы к ним. Надо просто любить ребят, уметь их увлечь, сделать так, чтобы ребёнок сам проявил инициативу, - считает Т.Н.Высочкина. - По приказу и без желания ни одно хорошее дело не делается. А ещё важно, чтобы взрослые не мешали. Родителям ведь кажется: главное, чтобы чадо хорошо училось, а всё остальное второстепенно. Но у жизни иные приоритеты, и со временем становится очевидным - главное-то, чтобы ребёнок стал Человеком. Зачастую посредственные в учёбе дети в будущем добиваются гораздо больших успехов, чем отличники. А всё почему? Потому что они не привыкли жить по шаблону, они более уверенные и смелые в действиях.
Через некоторое время Т.Н.Высочкиной предложили должность замдиректора школы по воспитательной работе. На дворе стояли трудные девяностые, пионерия и комсомол распались, а замены им не было. Требовалось срочно сплотить детей, увлечь хорошими, полезными делами. И Т.Н.Высочкина создаёт в школе детскую организацию "Фортуна", фактически подобную пионерской. Инициативу вскоре подхватили и другие школы города, в каждом учебном заведении создались ДО, которые позже объединились в одну большую "семью" - УГДОО "Фортуна". А потом было участие в разных конкурсах и победы - одна за одной. Уварово зазвучало на региональном уровне. Каждый новый успех был импульсом к дальнейшим свершениям.
В декабре прошлого года "Фортуна" отметила уже своё 20-летие. Много было за это время побед, много и наград - грамот, благодарственных писем у Татьяны Николаевны не счесть. Её личные успехи сложно отделить от достижений детской организации, ведь в каждой победе "Фортуны" немалая доля её труда. Сложно сказать, какая из наград самая значимая. Признаётся: пожалуй, последние - Почётный знак Союза пионерских организаций - Федерации детских организаций и юбилейная медаль к 25-летию СПО ФДО, которую вручили ей в октябре 2015 года. "За Родину, добро и справедливость" - такие слова выбиты на медали. Двумя грамотами награждена от Международного союза детских организаций.
- Работа с детской организацией всегда была на общественных началах, - говорит Татьяна Николаевна. - Приходилось самой искать спонсоров, кто-то материально помогал, кто-то решал вопрос с транспортом для поездок ребят… Помню, пятилетие детской организации подошло, юбилей, а денег нет. Прошла по предпринимателям - кто конфет дал, кто выпечку, и такой у нас отличный праздник для ребят получился! Как-то все шли навстречу, понимали, что воспитание подрастающего поколения - дело нужное, а значит, надо помочь. Родители тоже откликались на мои просьбы. Мне на моём жизненном пути вообще всегда попадались хорошие люди, с плохими Бог не дал встретиться…
Автор:Татьяна Сиднева