Лента новостей
Статья19 мая 2017, 14:44

Александр Калугин:"Без песни жить я не умею"

Текущий год особенный для Александра Филипповича Калугина. Шесть десятилетий пролетело с того момента, как он - бессменный руководитель известной каждому уваровцу "Красной гвоздики", Заслуженный работник культуры РСФСР - начал свою сценическую деятельность…

Александр родился в 1938 году в селе Верхнее Чуево. С раннего детства полюбились мальчишке задушевные русские песни, что частенько певали родители. Будучи четвероклассником, он попал в школьный хор: обратил на себя внимание учительницы музыки, исполняя на уроке песню "Буря мглою небо кроет". С тех пор много солировал, ездил на смотры, выступал на праздничных концертах.
Получив аттестат зрелости, поступил в Котовское техническое училище. Выбор учебного заведения объясняет просто:
- Жизнь тогда ещё не слишком сытной была, а в училище кормили даром…
Старательно осваивая будущую специальность, петь не бросил: бегал на репетиции организованного при училище хора. Чуть позже, работая на одном из тамбовских заводов, выступал на сцене клуба "Знамя труда", ласково прозываемого "Знамёнкой". Даже служба в армии была у юноши особой - музыкальной:
- Курс молодого бойца я в Волгоградской области проходил. Как только нас туда доставили, сразу команда: "Спортсмены, певцы - два шага вперёд!". Спортсменов тут же в спортзал отправили, нас - поющих - в Дом офицеров. Так и началась моя служба: ребята на плацу маршируют, я песни распеваю. Потом в Польшу меня направили, там, в городе Легница, штаб советской группы войск дислоцировался, при нём ансамбль песни и пляски действовал. Вот в том ансамбле я солистом стал. С концертами мы разъезжали по гарнизонам, бывали и в Венгрии, и в Чехословакии…
Талантливому исполнителю, обладателю сильного красивого голоса Александру Калугину предлагали остаться на сверхсрочную, уговаривали не покидать ансамбль, перечисляли преимущества заграничной жизни, но юноша вернулся в родное село. Первым делом собрал деревенских девчат и парнишек поголосистее, нашёл баяниста и устроил для односельчан новогодний праздник. Об этом до сих пор вспоминает с удовольствием:
- Клуб у нас был недостроенный. Так мы его сами до ума довели: побелили, протопили, украсили. Ёлку притащили, нарядили. И такой концерт отгрохали! Яблоку в зале негде было упасть.

Затем наступила пора думать о трудоустройстве. Александр пошёл на сахзавод, стал слесарить и о сцене уже не думал. Она сама напомнила о себе:
- Смотр художественной самодеятельности у нас на предприятии организовали. От других цехов в основном женщины выступали. А в нашем отделе механики - одни мужчины. Подумали мы, направили на смотр более-менее подходящих. Николай Иванов там был, Василий Соседов, Петя Евдокимов, Куксов, Игнатов… Аккомпанировать взялся Николай Скоржевский - хороший баянист был. Ну и я тоже выступал. Комиссия нами сильно тогда заинтересовалась: мужской хор-то нечасто встретишь. Посоветовала этого дела не бросать. А какое-то время спустя руководитель завода меня вызывает, на "спецовку" мою кивает: "Быстро снимай эту фуфайку, директором клуба будешь! Иди принимай учреждение".
Сахзаводской клуб был неказистым, больше напоминал барак, а не учреждение культуры. Но жизнь в его стенах кипела. Имелся духовой оркестр, выступали "эстрадники", устраивались кинопоказы и танцы. Там родилась и "Красная гвоздика" - мужской хор под руководством Александра Калугина. График "работы" у молодых артистов был плотный: выступления на полевых станах, всевозможные смотры, отчётные концерты. Настоящий аврал случался во время выборов. День голосования считался большим праздником, а какой же праздник без "Красной гвоздики"! Александр Калугин со своими товарищами давали по 12 концертов в день: пели на уваровских и сельских избирательных участках. Домой возвращались абсолютно выбившимися из сил, охрипшими.

В один из дней Калугину позвонили с центрального телевидения:
- Спросили, правда ли в Уварове есть мужской творческий коллектив. Поинтересовались, что мы поём. Я ответил: песни патриотические, военных лет, народные. Впрочем, есть в репертуаре и лирические, и шуточные. Тогда мне сказали: готовьтесь, скоро будем у вас. А спустя какое-то время из Москвы приехал музыкальный редактор, зашёл к нам во время репетиции: важный, с папкой. Сел и говорит: пойте. Признаюсь, оробели мы тогда, но справились с волнением, начали исполнять наши лучшие песни. Мы поём, а редактор знай себе что-то в блокноте чиркает. Потом вердикт свой вынес: "Молодцы! Коллектив у вас хороший, сильный. Пять песен беру. Ждите вызова в столицу".
В Москве уваровских артистов ждал автобус, поселили их в гостинице "Россия". Почти сразу по приезду они отправились на телевидение. Сначала была запись фонограммы, потом снимали видео. Когда выступление "Красной гвоздики" транслировалось по центральному каналу, Уварово словно вымерло:
- Рабочих всех предприятий пораньше домой отпустили, улицы опустели - все перед телевизором сидят. Позже нас ещё два раза показывали, только записывали уже не в Москве, а в Саратове.

Наступило время, когда "Красная гвоздика" переехала в ДК "Дружба". На тот момент она переживала нелёгкие дни: лишилась аккомпаниатора, что грозило обернуться огромной проблемой. К счастью, в "Дружбе" работал баянист Владимир Радков, согласившийся стать музыкальным руководителем ансамбля. Он - талантливый композитор - стал настоящей находкой для творческого коллектива. Так же, как и местный поэт Николай Перов, с которым Калугин познакомился на одном из совещаний:
- Спросил тогда у него: стихи пишете? Он кивнул, дал почитать. Я к Радкову: "Володя, глянь, какие стихи! Их бы на музыку положить". Тот долго не думал, стихи забрал, а уже на следующий день во время репетиции заявил: "Готово. Слушай". Тогда впервые в нашем исполнении звучала "своя" песня: и стихи, и музыка - уваровских авторов. И пошло дело! Николай Иванович звонит: "Новенькое написал, послушай, может понравится. Годится, говоришь? Тогда записывай, диктую". Я запишу, и бегом к Володе. Тот многословием не отличался. Кивнёт молча и тут же музыку подбирает. Вот такие необыкновенные люди. Благодаря им наш ансамбль вышел на новый качественный уровень…
В копилке Александра Филипповича Калугина много дипломов, почётных грамот, благодарственных писем: министерских, областных, местного уровня. Публикацию о нём можно найти в справочнике "Созвездие «Тамбовская лира»" и в энциклопедии "Лучшие люди России". Но своей самой дорогой наградой он называет звание народного ансамбля, которое получила "Красная гвоздика". И ещё одну, ни какими документами не подтверждённую:
- Я представлял Тамбовщину на музыкальном фестивале в Воронеже, где председателем комиссии был сам Александр Силин. Выступал с песней "Мои медали". Пою и вижу, как на втором куплете зрители начинают подниматься со своих мест. Вскоре стоял весь зал - три тысячи человек! Вот этого никогда не забуду, а то, что тогда творилось в моей душе, даже описать не смогу. Одно скажу: великая это честь для артиста и великое счастье, когда зрители приветствуют его стоя…
Автор:Олеся Харламова