Лента новостей
Статья13 апреля 2017, 15:33

Цвета и оттенки фантазии

В один из дней в районной школе ис­кусств было особенно многолюдно. Здесь принимали гос­тей — известных ху­дожников и скульпторов из областного центра, приехавших для проведения занятий в рамках мастер-класса.

ЗАБЫВ о каникулах и развлечениях, детская аудитория заполнила собой актовый зал, откуда позже разошлась по классам — юные воспитанники ДШИ и школ райцентра не захотели упустить редкую возможность пообщаться с профессионалами высокого уровня. По­участвовать в мероприятии смогли учащиеся Озёрского и Ярославского филиалов — об их доставке позаботилось руководство учреждения.

Вместе с художниками школу посетил главный ре­дактор областного литературно-исторического журнала «Александр» А.С. Труба. Ана­толий Сергеевич, открывая встречу, сказал о связях ре­гионального отделения Со­юза художников России с никифоровской землёй, о выставках, проводившихся в райцентре. Работа с детьми, поддержка талантливой мо­лодёжи — один из приоритетов в деятельности профессионального объединения, подчеркнул А.С. Труба. С началом показательных уроков одновременно три учебных помещения превратились в художественные студии. Краски, кисти, карандаши и глина стали главными инструментами творчества.

На занятии по цветовому решению композиций детям предстояло уподобиться ве­ликим мастерам 16-го века, создававшим непревзойдённые шедевры с использованием всего лишь четырёх базовых цветов, образующих колористический квадрат: чёрного, красного, белого и жёлтого. Смешивая их в разных пропорциях, можно получить множество цветов и оттенков. Репродукции знаменитых полотен, продемонстрированные во время занятия, впечатляли богатством красок.

Но что присутствуют на них оттенки всего трёх цветов, различные по степени интенсивности, стало заметно только после указания на это обстоятельство педагога — преподавателя высшей категории Тамбовского художественного училища №1 члена Союза художников России Л.А. Налетовой.

Овладев основными приёмами комбинаций красок, дети к концу занятия если и не успели создать творения в духе Корреджо и Боттичелли, то смогли завершить весенние пейзажные зарисовки, составившие готовую к показу экспозицию. Выглядела она интересно и необычно. Зелёно-коричневая гамма предстала в виде стволов деревьев, веток, травы и листьев. Но главное — с её помощью юным художникам удалось выразить и прохладу воздуха, и сырость от непросохшей после таяния снега земли, и скорое наступление тепла, ощущавшееся в торжестве зелёных оттенков.

Как пояснила Лариса Алек­сеевна, краски промышленного изготовления — это цвета, не встречающиеся в живой природе. Естественные тона рождаются только под кистью художника. Процесс создания цвета подчиняется определённым закономерностям и представляет собой отдельную грань изобразительного искусства.

В портретной мастерской юные художники получили минимум средств в своё распоряжение: белый лист бумаги да простой карандаш. А ещё на школьной доске член Союза художников С.С. Во­лостных схематично представил пропорции человеческого лица. Несмотря на столь ограниченный инвентарь и строго предписанный порядок действий, работы получились очень разные. Но явное сходство с человеческими лицами всё же прослеживалось, хотя и не всегда достаточно отчётливо. По словам Станислава Сергеевича, научиться рисовать портреты может каждый. И для убедительности на глазах у публики набросал на белоснежный лист бумаги чер­ты лица одного из участников мероприятия, выступившего в роли модели. Полу­чился ха­рактерный и сразу же узнаваемый облик. Если ре­зультат, представший на бумаге, обеспечивается владением техническими приёмами, то каждому художнику-любителю, ко­нечно же, есть к чему стремиться.

В скульптурном классе дети лепили из глины богатырскую лошадь. Перед глазами у них не было образца. Как и что делать, пояснили в начале урока скульпторы заслуженные художники Рос­сии М.И. Салычев и Н.С. Цыц­кина.

Все лошадки получились разные — в зависимости от представлений каждого из детей об этом сильном и выносливом животном. Главной задачей ставилось создание образа. Образ — это форма интерпретации, истолкования явлений действительности с позиций восприятия автора. Воплощение образа — шаг на пути к созданию шедевра. По словам Михаила Ивановича, шедевр от заурядной поделки можно отличить по единственному несомненному признаку: перед ним зритель теряет дар речи и замирает, не в силах оторвать взгляда.

У Натальи Слетковой, ученицы 6 «б» класса школы №1, лошадка получилась особенная — это отметили оба скульптора. Она была не только искусно сделана, но и несла в себе тот самый образ, обладающий эстетическим воздействием на зрителя. Вылепив животное, девочка приступила к отделке мини-скульптуры. Наносила бороздки на податливый, отзывчивый на прикосновения материал, прорисовывала хвост, гриву, сбрую. Эти штрихи придавали объёмному изображению всё больше достоверности и самобытности. И процесс этой работы, и её результат притягивали к себе неослабное внимание. Детские руки, испачканные глиной, чудесным образом на глазах у всех создавали настоящее произведение искусства.

М.И. Салычев и Н.С. Цыц­кина работают совместно. Они авторы ряда скульптур, установленных в областном центре, в Рассказовском, Пи­ча­евском районах. Рабо­тают со всеми видами материалов: бронзой, гранитом и другими. Глину на мастер-класс привезли из Петербурга. Недавно власти города Липецка пригласили обоих тамбовских зодчих участвовать в выставке деревянных скульптур. Она пройдёт в музее современного искусства. В Липецкой области хорошо знают мастеров. Их работа — памятник священнику Астахову, расстрелянному в 1937 году, — установлен в селе Борисовка.

Учиться, учиться и учиться — словами вождя революции призывает Михаил Иванович юных скульпторов. Ещё — думать, размышлять, выражать своё собственное видение окружающего мира. Ра­доваться не только своим, но и чужим творческим находкам, удачам, успехам.
Не бояться экспериментировать, ощущать в процессе творчества внутреннюю свободу и полную раскрепощённость — этим наставлением закончила свой урок Л.А. Налетова.
В мероприятии участвовал председатель регионального отделения Союза художников России Владимир Евгеньевич Соловьев.
Состоялось оно по инициативе главного редактора журнала «Александр» А.С. Трубы при поддержке руководства районной администрации, отдела культуры и школы искусств.

Автор:Инесса ЧИСТЯКОВА. Фото Светланы ТРУБИНОЙ