Лента новостей
Статья12 апреля 2017, 09:55

Не забывайте старые усадьбы

В отечественном культурном наследии особое место принадлежит русской дворянской усадьбе. Без внимания и любви к этому феномену нет и не может быть понимания отечественной истории, любви к России. Именно русская усадьба, будучи хорошо изученной, даёт наглядное представление буквально обо всех процессах, происходивших в истории и культуре России в XVII-XIX веках. Как в капле воды отражается весь окружающий мир, так и в ней отражается весь мир российской истории, весь мир российской культуры. Неизменно её присутствие в изобразительном искусстве, литературе, музыке. Большинство имён выдающихся деятелей национальной истории и культуры связано со старинными русскими усадьбами. Посещая эти часто разрушенные и невосстановленные "дворянские гнезда", мы ощущаем присутствие "гения места", некое духовное наполнение, неподвластное времени…

Село Красное Знамя Уваровского района… Когда-то оно имело другое, незабытое и поныне название - Ольшанка. Упоминание о ней можно найти в документах второй половины XVIII века. В то время принадлежало поселение двум помещикам - Хрипунову и Кретову (последний известен тем, что стал первым на Тамбовщине губернским предводителем дворянства). Со строительством деревянной Богородицкой церкви Ольшанка получила статус села и ещё одно "имя" - Богородицкое.

1815 год стал для Ольшанки знаменательным. Она обрела новых хозяев - супружескую чету Воейковых, по праву считавшихся одними из наиболее родовитых дворян губернии. Главу семейства знал каждый. Генерал-майор Алексей Васильевич Воейков более двадцати лет состоял на службе в русской армии. Он участвовал во многих военных компаниях, побывал ординарцем знаменитого полководца Суворова, императорским адъютантом, командиром различных войсковых подразделений. Большую славу Воейкову доставило участие в русско-шведской войне 1808-09 гг. Алексей Васильевич Воейков - герой Отечественной войны 1812 года, один из армейских командиров Бородинского сражения, участник заграничного похода русской армии 1813 года. После полученных многочисленных ранений Воейков был отправлен в почётную отставку с мундиром. К тому времени он был уже женат: выбрал в супруги дочь известного архитектора Н.А.Львова Веру Николаевну, которая, рано лишившись родителей, воспитывалась в доме первого Тамбовского губернатора Г.Р. Державина.

Усадьба Воейковых "Ольшанка" располагалась в живописном месте на берегу реки Шибряйки. На лесной поляне был поставлен господский дом, рядом заложен парк, украшенный несколькими декоративными прудиками, возведены здания конюшен, оранжереи, многочисленные хозяйственные постройки.
Семейное счастье супругов Воейковых продолжалось недолго. В 1825 году от последствий старых боевых ран Алексей Васильевич скончался. После себя он оставил троих детей: Марию, Леонида и Алексея. Дела в Ольшанке после смерти супруга взяла в свои руки Вера Николаевна. Она посвятила себя воспитанию дочери и сыновей, а затем и внуков, двое из которых - Елена и Василий Поленовы - стали знаменитыми художниками.

В 1843 году Вера Николаевна заложила новый каменный храм во имя Воскресения Христова, который мыслила памятником супругу. В тот год она отмечала две важные даты: замужество дочери Марии Алексеевны за Дмитрием Васильевичем Поленовым и 65-летие со дня рождения мужа.
Новый храм для ольшанской усадьбы спроектировали живописец Константин Антонович Молдавский, автор росписей Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, и архитектор Роман Иванович Кузьмин, преподаватель Академии художеств, специалист в области античной и византийской архитектуры, автор проекта Павловского собора в Гатчине.
За основу плана Воскресенского храма был взят шестиугольник. К шестигранному объёму присоединены три небольших помещения: алтарная часть и две колокольни, крытые шатрами.
В XIX веке в России изучали и пытались возродить технологии старых видов изобразительного искусства. Среди них - традиции керамики, которая ранее украшала фасады храмов. В Ольшанке тоже решили сделать для наружных стен храма и часовни керамические образы. В 1882 году, как свидетельствуют письма, владелец усадьбы Леонид Алексеевич Воейков заказал своей родственнице Елене Дмитриевне Поленовой выполнить два цветных рельефа - Спаса Нерукотворного и Казанской иконы Божией Матери, которые были доставлены в Ольшанку в 1884 году.
Красивая архитектура церкви дополнялась роскошным внутренним интерьером. Пол храма был выложен дорогим наборным польским паркетом, на стенах красовались фресковые росписи, выполненные известным живописцем В.Д.Поленовым. Особой гордостью церкви была уникальная отопительная система, выполненная в виде керамических воздуховодов, проложенных внутри стен.

Двадцатый век подписал смертный приговор многим дворянским усадьбам. Ольшанка была практически полностью разрушена во время крестьянского восстания на Тамбовщине в 1905 году. Барский дом был разграблен, уничтожены многие постройки, разорён семейный склеп. Советские годы добавили разрухи и запустения: все строения были стёрты с лица земли, зарос парк, большая часть которого пошла на дрова, заилились и обмелели пруды. От усадьбы не осталось ничего, кроме храма: осквернённого, обезображенного, но устоявшего и по-прежнему величественного. Долгое время стоял он холодным, слепым и безмолвным мертвецом. Но наступил день, когда распахнулись его двери и вновь зазвучали в Старой Ольшанке молитвенные песнопения. Руководство района приняло решение сделать усадьбу Воейковых-Поленовых вторым (после "Ивановки") культурным центром, настоящей жемчужиной земли уваровской.

Началось благоустройство территории. Вновь заблестел водной гладью практически пересохший, затянутый растительностью, замусоренный пруд. Поднялся на берегу новый сруб восстановленного колодца, запестрели яркие цветники, зашумели тонкими и слабыми пока веточками молодая липовая аллея и совсем недавно высаженные плакучие ивы и плодовые деревца. Миллионы рублей были выделены на капитальный ремонт дороги, ведущей к селу.

Возрождать память о людях, сыгравших значительную роль в судьбе России, помогают установленные в Старой Ольшанке памятники: самому герою войны 1812 года Алексею Васильевичу Воейкову, его дочери Марии - матери, воспитавшей двух известных художников, и гениальному внуку - живописцу Василию Поленову.

Территория старой усадьбы стала местом проведения множества мероприятий. Здесь проходят так называемые Поленовские пленэры, православный молодёжный фестиваль "Радуга". Особенно насыщенным в культурном плане стал прошедший год, объявленный в районе Годом Марии Поленовой. В рамках межрегионального сотрудничества в Старой Ольшанке прошли Дни Тульской области, и перед уваровцами выступили ведущие солисты Тульской областной филармонии. В июле десятки людей съехались в усадьбу на праздник День семьи, любви и верности, приняли участие в акции "Дорога к матери". А сентябрь порадовал новым ярким событием - красивым и "вкусным" праздником "Осенние дары русской усадьбы".

Ожило старое дворянское имение, излечилось от безлюдья, тишины, запустения. Но впереди ещё очень много работы, и первоочередная задача - восстановление храма Воскресения Христова. Дело это нелёгкое и очень затратное. Надежда - на федеральные программы. И ещё на людей: неравнодушных, с уважением и любовью относящихся к святыням земли русской и всегда готовых помочь подарить им вторую жизнь…
Автор:Олеся Харламова