Лента новостей
Статья12 апреля 2017, 09:47

Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить

Лидия Николаевна преподаёт английский язык в лицее и в работе с детьми уделяет большое внимание развитию их творческих способностей, умения думать, размышлять, формированию у учащихся научного мировоззрения. На её уроках сложно, но интересно, а главное, познавательно и "продуктивно".

Хотя родиной Л.Н.Курниковой является Нижний Шибряй, сама она считает себя коренной жительницей Уварова: сюда вскоре после рождения переехала со своими родителями и старшей сестрёнкой, здесь сделала первый шаг, сказала первое слово. В положенный срок пошла учиться в сахзаводскую школу и с первых дней до выпуска была лучшей ученицей, окончила учёбу с золотой медалью.

Родители радовались успехам дочерей, а те, в свою очередь, гордились своими родителями. Были они людьми честными и исключительно порядочными. Мама, Александра Никитична, преподавала математику в той же сахзаводской школе. Отец, Николай Алексеевич, бывший фронтовик, в самом начале Великой Отечественной получил сильнейшие ранения, инвалидом (без руки и с множеством осколков в теле, которые потом врачи вынимали чуть ли не до конца его жизни) вернулся домой, но духом не пал и жалеть себя не позволял никому, а прежде сам себя не жалел: всю жизнь трудился, заботился о своей семье. Сначала председателем колхоза работал, а потом долгое время возглавлял организацию под названием "Бурводсельстрой", которая занималась прокладкой водопровода в Уварове и по окрестным сёлам.
Своих дочерей Таню и Лиду Курниковы приучали к труду с самого детства. Огород вскопать, грядки прополоть, дров нарубить, печь истопить - всё умели. Но не считали это за тяготы, семья жила дружно, кто что мог сделать, тот то и делал, обязанности не делили на "мои" и "твои".
- Люди в то время были по-другому воспитаны, - говорит Лидия Николаевна. - Вот наш папа был начальником, ведал транспортом, но никогда не позволял себе распоряжаться им в личных целях. Помню, зимой сугробы были по пояс, и мы с Южной, где жили, пробирались через сад по снегу в школу. А ведь можно было взять в организации машину и по другой дороге, где прочищено, доехать до школы… Но нам такое даже в голову не приходило! Совесть не позволяла как-то выделяться, ставить себя выше других. И все люди тогда так воспитывали своих детей. Позже, когда я стала студенткой, со мной учились дети секретарей партии, руководителей крупных предприятий, но никогда не кичились этим. Посылали нас в колхоз на уборку урожая, и они наравне со всеми работали в поле. Не было такого понятия, как сейчас - "золотая молодёжь". Хвастаться должностью и положением родителей было, мягко говоря, неприлично.

После школы Лидия поступила в Тамбовский пединститут на престижный в то время факультет - историко-английский. Студенческие годы оставили только приятные воспоминания. Преподаватели на факультете были великолепные, настоящие профессионалы, безгранично влюблённые в своё дело. Учиться у них было очень интересно. Но в то же время и очень трудно. Если с историей у Лиды проблем особых не возникало, то с английским было не всё так безоблачно. Дело в том, что в школе учителя то и дело менялись, одно время английский вообще не проводился, поэтому хоть в аттестате и стояла пятёрка, но знания были слабоваты. Пришлось немало потрудиться, чтобы не отставать от сокурсников. А трудолюбия и упорства ей не занимать: "Родители научили нас не пасовать перед сложностями: наоборот, когда они возникают, энтузиазм лишь усиливается".

1 сентября 1981 года Лидия Николаевна Курникова снова переступила порог родной сахзаводской школы, только теперь уже в ином качестве - учителя английского языка и истории. Так началась её трудовая биография. Знания в институте были получены прочные, потому никаких проблем с адаптацией не возникало.
- Директором второй школы тогда был Александр Иванович Уваров, - вспоминает Л.Н.Курникова. - Удивительный педагог, у него была масса достоинств, главным из которых было его умение сказать о самом сложном - элементарно, так, что всё становилось понятно. В первые же дни моего учительства он преподал мне хороший урок. Распределяли классы, и я вижу, что он берёт себе более сильный класс, а мне даёт слабый. Возмутилась, но молчать не стала, спросила прямо в лоб: почему Вы, опытный учитель, берёте себе лучший класс, а мне достаётся слабый, это несправедливо. На что он мне ответил: "Чему ты научишь - ещё неизвестно, а я уж точно научу чему следует". На всю жизнь уяснила, что если претендуешь на что-то, то будь добра соответствовать своим претензиям.

Долгое время Л.Н.Курникова работала и учителем истории, и английского языка, потом перешла только на преподавание иностранного языка. А в 2005 году получила приглашение от В.Н.Ардабьева перейти в лицей, с тех пор и трудится здесь. Л.Н.Курникова - учитель строгий и требовательный. Она и сама это знает и понимает. Получить пятёрку у неё непросто, но уж и пятёрка эта настоящая. Ученики Лидии Николаевны поступают в разные учебные заведения, и там знания английского показывают на порядок выше, чем у других студентов. Преподаватели нередко задают вопрос: "А что, у вас в Уварове есть спецклассы?", на что ребята с гордостью отвечают: "Нет, у нас нет спецклассов, но у нас есть спецучитель!".

У Л.Н.Курниковой есть и много своих, авторских наработок. Совместно с сестрой, Т.Н.Лысовой, которая также окончила иняз и много лет преподаёт иностранный язык, они разработали и выпустили в московском издательстве ООО "Сам Полиграфист" элективный курс по английскому языку "Американский английский". Своим опытом работы Лидия Николаевна охотно делится с коллегами.

Вместе со своими учениками Л.Н.Курникова участвует во всероссийских проектах. В 2013-2014 гг. Лидия Николаевна выполняла функции координатора дистанционного обучения Yes'N'You. В январе-апреле прошлого года руководила группой учащихся 8-х и 10-х классов, которые участвовали в проекте "Гиды-переводчики" под эгидой Гимназического Союза России. Это был своего рода дистанционный мастер-класс. Ребята, участвуя в этом проекте, не только получили представление о том, в чём заключается работа гида, но главное - была замечательная языковая практика, ведь всё общение происходило только на английском языке.

Много разных учеников было за годы работы. Но, пожалуй, особенно запомнились самые активные и трудолюбивые, кто и на уроках всегда показывал отличные знания, и во внеклассных делах был всегда впереди. Есть и такие, кто по примеру любимого учителя выбрал профессию, связанную с английским: Ольга Наумова, Марина Минина, Елена Богомякова, Наталия Скворцова, Мирослава Тарасюк… В этом году заканчивает школу Таня Шеина - одна из сильнейших учениц Лидии Николаевны, она планирует стать переводчиком.
Английский язык достаточно сложный предмет: мало заучить слова, освоить грамматику, нужно ещё и трудиться над произношением. Л.Н.Курникова учит ребят самостоятельно думать, учиться. Сейчас есть множество так называемых "решебников", многие учителя категорически против этого. Но и "решебник" может пойти на пользу, если правильно им пользоваться: не просто списывать решение, а сверять свой ответ с тем, что дано в книге, и если получается несоответствие, то докапываться до истины: где я ошибся и почему правильно делать так, а не иначе.

- Я всегда говорю ребятам, что иностранный надо учить не ради оценки, а ради повышения своих умственных и культурных возможностей, - говорит Лидия Николаевна. - Подмечено: те ученики, кто имеет отличную оценку по иностранному, и по другим предметам тоже успешно занимаются. У Марка Твена есть замечательное высказывание: "Лошадь можно подвести к воде, но никто не заставит её пить, если она этого не захочет". То же самое я и ребятам повторяю: мы, педагоги, подводим вас к воде знаний, но если вы не хотите пить, то мы бессильны.

За годы работы в школе Л.Н.Курникова имеет множество наград: почётные грамоты - от администрации области, областной Думы, горсовета и городского отдела образования, благодарственные письма управления образования и науки Тамбовской области и Фонда поддержки образования в Санкт-Петербурге, Значок "Отличник народного просвещения" (1990 г.). Но сама она наиболее значимой оценкой своего труда считает открытку с изображением Конфуция, которую привезла ей недавно бывшая ученица М.Тарасюк из Китая, где проходила стажировку, будучи студенткой Державинского университета, и на которой Мирослава написала всего два слова: "Моему Учителю!". И этим всё сказано…
Автор:Татьяна Сиднева